Размер:
Цвет:

Доклад Директора Департамента финансов - заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры В.А. Дюдиной в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по отчету об исполнении бюджета автономного округа за 2015 год

Добрый день, уважаемые депутаты.

Вашему вниманию представлен проект закона автономного округа «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2015 год».

Исполнение бюджета Югры в 2015 году осуществлялось в сложных макроэкономических условиях при нестабильных текущих параметрах, которые значительно отличались от первоначально предусмотренных в бюджете.

Фактическая цена на нефть упала почти в два раза от ожидаемого уровня и составила 51,02 доллара за баррель.

Курс доллара вырос в 1,6 раз и по итогам года составил 60,98 рублей.

Фактический объем добычи нефти сложился несколько ниже прогнозируемого и составил 243,0 млн. тонн.

Уровень инфляции составил 14,5%, что выше прогнозируемого уровня на 9 процентных пунктов.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, бюджет автономного округа, а также бюджеты муниципальных образований автономного округа завершены по итогам 2015 года с положительными результатами.

Основные параметры исполнения бюджета автономного округа представлены на слайде и характеризуются следующими показателями:

доходы составили 228,1 млрд. рублей. Темп роста к 2014 году составил 115,8%;

расходы составили 221,7 млрд. рублей. Темп роста к 2014 году составил 120,2%;

финансовый год завершен с профицитом бюджета в сумме 6,5 млрд. рублей.

Здесь, Вы видите, как менялись в течение 2015 года плановые параметры бюджета автономного округа.

Первоначальный план по доходам увеличен на 29,6 млрд. рублей. Основная сумма корректировки была произведена по налогу на прибыль организаций в связи с улучшением финансовых результатов деятельности крупнейших налогоплательщиков автономного округа, в том числе за счет роста доходов по внереализационным операциям вследствие увеличения курса доллара.

Расходы бюджета автономного округа уточнены к первоначальному плану на 31,7 млрд. рублей в сторону увеличения.

Доходы бюджета автономного округа за 2015 год исполнены, как я уже сказала, в сумме 228,1 млрд. рублей или на 105,1% к уточненному плану на год.

Доходная часть бюджета автономного округа представлена:

на 89,9% налоговыми доходами,

на 4,1% неналоговыми доходами,

и на 6,0% безвозмездными поступлениями.

Налоговые платежи исполнены в сумме 205,2 млрд. рублей с положительным приростом к 2014 году на 11,7%.

По налогу на прибыль организаций фактическое поступление сложилось в сумме 100,5 млрд. рублей, что на 4,3 млрд. рублей или на 4,5% выше, чем за 2014 год за счет роста доходов по внереализационным операциям вследствие увеличения курса доллара. Уточненный годовой план выполнен на 108,8%.

Налог на имущество организаций исполнен в сумме 51,6 млрд. рублей, или на 100,8% к уточненному плану на год. Темп роста к уровню поступлений 2014 года - 119,7%, обусловлен отменой льгот по уплате налога бюджетным учреждениям и поэтапным увеличением ставок по линейным объектам. На увеличение поступлений также повлиял переход на новую систему расчета налога от кадастровой стоимости объектов в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.

По налогу на доходы физических лиц, фактическое поступление составило 44,8 млрд. рублей, что на 7,0 млрд. рублей или на 18,6% выше, чем за 2014 год, в связи с увеличившимся с 1 января 2015 года нормативом зачисления данного налога в бюджет автономного округа (на 4,5%). Уточненный годовой план выполнен на 100,7%.

Неналоговые доходы исполнены в сумме 9,2 млрд. рублей, или на 116,5% к уточненному годовому плану.

Их структура на 67,4% представлена доходами от использования имущества, находящегося в государственной собственности, 18,9% составляют штрафы, санкции, возмещение ущерба, 7,3% приходится на платежи при пользовании природными ресурсами, прочие неналоговые платежи составляют 6,4%.

Темп роста неналоговых доходов к показателям 2014 года - 238,8%, обусловлен увеличением доходов от размещения средств бюджетов и ростом поступлений по штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в результате налаженной работы администратора указанных доходов с отделениями судебных приставов по взысканию задолженности, а также, начиная с 2015 года, в категории доходов от штрафных санкций учитываются средства, уплачиваемые в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам, которые ранее учитывались в другой подгруппе доходов как прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные поступления в доходах бюджета Югры исполнены в сумме 13,7 млрд. рублей, из них поступления из федерального бюджета составили 7,3 млрд. рублей.

Характеристика исполнения расходной части бюджета автономного округа выглядит следующим образом.

На слайде видно, что преобладающую долю в расходах бюджета, более 60%, занимают расходы на социальную сферу.

В абсолютном выражении расходы на социальную сферу увеличились по сравнению с 2014 годом на 6,0 млрд. рублей и исполнены по итогам 2015 года в сумме 136,0 млрд. рублей. Однако их удельный вес, как вы видите на слайде, снизился вследствие увеличения более высокими темпами расходов на жилищно-коммунальную сферу и поддержку отраслей экономики в рамках реализованных в автономном округе антикризных мер.

При этом отмечу, что все социальные приоритеты, установленные законодательством РФ и автономного округа, а также указами Президента РФ, в 2015 году исполнены в полном объеме. Выполнены в полном объеме и все публичные социальные обязательства перед гражданами Югры.

На поддержку отраслей экономики в 2015 году было направлено 34,8 млрд. рублей, на жилищно – коммунальную отрасль 26,0 млрд. рублей.

Расходы консолидированного бюджета автономного округа на социальную сферу растут, это видно на слайде в динамике с 2010 года. В расчете на 1 жителя они приросли более чем в 1,5 раза.

Рост расходов обусловлен реализацией приоритетных задач обозначенных в Указах Президента Российской Федерации, вводом в эксплуатацию объектов социальной направленности, в том числе учреждений дошкольного и общего образования, а также в связи с индексацией отдельных мер социальной поддержки граждан, стипендий, продуктов питания, медикаментов.

На слайде также видно, как изменился объем социальных расходов, осуществляемых по уровням бюджетов. Нагрузка на бюджет автономного округа в части обеспечения социальных расходов выросла значительно, в связи с передачей полномочий в сфере здравоохранения и дошкольного образования с муниципального уровня на региональный. На данный момент с регионального бюджета полностью обеспечиваются расходы на здравоохранение и социальную политику, на 74%, в рамках делегируемых полномочий, обеспечиваются расходы на образование.

Нагрузка на бюджеты муниципальных образований значительно сократилась.

На обеспечение приоритетных задач по реализации положений инаугурационных указов Президента РФ из бюджета автономного округа в 2015 году было направлено 34,2 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета 1,4 млрд. рублей.

Указанные средства были направлены на жилищное строительство, совершенствование государственной политики в области образования, выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи, поддержку материнства и детства, многодетных семей, детей-сирот, сохранение и развитие культуры в Югре.

С 2014 года региональный бюджет формируется и исполняется в программном формате. Расходы, реализуемые через государственные программы автономного округа по итогам 2015 года, составили более 97% расходов бюджета автономного округа. На их реализацию направлено 214,6 млрд. рублей, из них на социальные программы - 145,5 млрд. рублей.

Эффективность реализации программ в 2015 году оценивалась по 541 установленному целевому показателю, в том числе 117, определенны указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, из них 39 показателей публичной отчетности органов исполнительной власти о ходе исполнения поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-601, 606.

По итогам 2015 года, Департаментом экономического развития автономного округа проведен анализ степени достижения целевых показателей результативности государственных программ, в соответствии с которым, уровень достижения целевых показателей составил 117,6% (за 2014 год он составлял - 110,9%).

В материалах к годовому отчету, направленных в Думу автономного округа, приложен сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ автономного округа за 2015 год, который содержит информацию о результатах реализации каждой государственной программы, поэтому предлагаю рассмотреть итоги исполнения по наиболее значим государственным программам.

Основной стратегической целью государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя Югры, повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития автономного округа.

На выполнение поставленной цели в 2015 году направлено 52,3 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 249,7 млн. рублей.

Наибольшую долю, более 85%, в структуре расходов государственной программы занимает подпрограмма «Общее образование. Дополнительное образование детей» (44,9 млрд. рублей).

На дошкольное образование в 2015 году из бюджета автономного округа направлено 14,3 млрд. рублей, из них 94,8% передано местным бюджетам в форме субвенции на обеспечение государственных гарантий в сфере дошкольного образования.

Из бюджета автономного округа направлялись средства на развитие инфраструктуры муниципальных дошкольных образовательных организаций, строительство (реконструкцию) объектов, предоставление субсидий на софинансирование мероприятий по приобретению объектов дошкольного образования. Получили внедрение такие проекты как «Билдинг-сад» и «Сертификат дошкольника». Главным итогом 2015 года считается выполнение целевого показателя по 100% доступности детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольными образовательными учреждениями. Всего, начиная с 2010 года в Югре построено 104 дошкольных учреждения на 18 998 мест.

На развитие системы общего образования в 2015 году направлено 27,7 млрд. рублей, из них большую часть - 89%, занимают межбюджетные трансферты, передаваемые местным бюджетам, в том числе на реализацию государственных гарантий в сфере общего образования, на обеспечение доступа общеобразовательных организаций к сети Интернет, на питание обучающихся муниципальных и частных общеобразовательных организаций, на софинансирование мероприятий для приобретения объектов общего образования, на модернизацию региональной системы общего образования и ремонт спортивных залов в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности

Самым финансовоёмким направлением межбюджетных трансфертов является предоставляемая субвенция на реализацию государственных гарантий в сфере общего образования (79,4%).

На развитие системы профессионального образования Югры в отчётном периоде направлено 6,9 млрд. рублей. Средства направлялись на обеспечение выполнения учреждениями государственного задания, на укрепление комплексной безопасности государственных организаций, строительство и проектирование объектов, оснащение материально-технической базы профессиональных образовательных организаций.

В результате, в 2015 году для нужд автономного округа подготовлено 5 528 дипломированных специалистов по различным специальностям, из них по рабочим специальностям 1 785 человек.

Средний размер академической стипендии в 2015 году составил: в учреждениях среднего профессионального образования – 2 018,4 рублей, в учреждениях высшего образования - 5 892,1 рублей.

По итогам 2015 года, значения по всем указанным на слайде целевым показателям превысили значения, достигнутые в предыдущем отчётном периоде.

Расходы на реализацию государственной программы автономного округа «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы» исполнены в сумме 48,1 млрд. рублей, наибольшую долю расходов - 57%, составляют расходы на подпрограмму «Территориальное планирование учреждений здравоохранения автономного округа».

25 млрд. рублей направлены на дополнительное финансовое обеспечение территориальной программы ОМС и уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В 2015 году в Югре было продолжено оснащение медицинских организаций современным оборудованием, осуществлялся капитальный ремонт 6 объектов здравоохранения, профинансировано завершение строительства 5 объектов здравоохранения муниципальной собственности, введен в эксплуатацию один объект здравоохранения- врачебная амбулатория на 75 посещений в смену в пгт. Коммунистический Советского района.

На лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан направлено более 2,0 млрд. рублей.

Более 10 тысячам пациентов на базе 12 медицинских учреждений была оказана высокотехнологичная медицинская помощь. Затраты за счет всех источников финансирования составили 2,6 млрд. рублей.

В результате реализации государственной программы по итогам 2015 года обеспечено достижение следующих основных показателей:

-снизились по сравнению с 2014 годом показатели: материнской смертности, смертности от болезней системы кровообращения, смертности от дорожно-транспортных происшествий, смертности от новообразований (в том числе злокачественных), смертности от туберкулеза;

-показатель смертности от всех причин соответствует уровню 2014 года;

-показатель младенческой смертности продолжает оставаться на низком уровне по сравнению с аналогичным показателем по РФ;

-увеличился показатель ожидаемой продолжительности жизни населения.

__________________________________________________________________

*Данные официальной статистической информации для мониторинга хода исполнения поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596-606

Расходы на реализацию государственной программы «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» исполнены в сумме 23,9 млрд. рублей и направлены на предоставление социальных услуг населению, оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и проведение мероприятий в сфере социальной политики.

В 2015 году в Югре осуществлялось предоставление 91 меры социальной поддержки, из них 66 мер социальной поддержки за счет средств бюджета автономного округа.

Начиная с 1 января 2015 года при предоставлении мер социальной поддержки применялись 8 критериев нуждаемости, которые установлены для 18 мер социальной поддержки, это 27% от общего количества региональных выплат.

12 мер социальной поддержки предоставлялись с учетом стажа постоянного проживания в автономном округе не менее 10 лет, 11 мер для граждан, продолжительно проработавших на территории Югры (не менее 10 лет).

Важным направлением расходования средств бюджета автономного округа остается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. На эти цели в 2015 году из бюджета автономного округа направлено 11,2 млрд. рублей.

В полном объеме обеспечены выплаты, направленные на социальную поддержку материнства и детства.

Предоставлены жилые помещения 377 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Более 200 тысяч детей получили услугу по отдыху и оздоровлению.

Реализация мероприятий государственной программы в 2015 году позволила достичь запланированных целевых показателей и улучшить их значение по уровню достижения за 2014 год.

Расходы на государственную программу автономного округа в области физической культуры и спорта составили 5,3 млрд. рублей. Из них, наибольший объем расходов направлен на развитие спорта высших достижений и подготовку спортивного резерва, а также на проведение спортивных мероприятий международного и российского уровней.

В рамках программных мероприятий закуплен инвентарь и оборудование для 20 муниципальных центров тестирования ГТО, организован отдых 836 начинающих спортсменов, оказана поддержка 19 некоммерческим организациям, развивающим приоритетные виды спорта. Приобретено для муниципальных учреждений спорта 25 спортивных площадок.

В 2015 году осуществлялось строительство 13 муниципальных объектов массового спорта, 6 из которых введены в эксплуатацию, а также Регионального Центра единоборств, сумма расходов на строительство объектов спортивной направленности составила 1,2 млрд.рублей.

В результате реализации государственной программы в 2015 году достигнута положительная динамика основных показателей отрасли по сравнению с уровнем 2014 года.

В 2015 году из бюджета автономного округа на государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» были направлены средства в сумме 21,2 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 136,1 млн. рублей.

44,3% от общего объема государственной программы составляют расходы на приобретение жилья, 20,2% - на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, 18,3% - на компенсацию процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам.

В рамках реализации мероприятий государственной программы:

осуществлено строительство 35 объектов инженерной инфраструктуры, из которых 10 объектов введены в эксплуатацию;

приобретено органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа 3471 квартира общей площадью 186,7 тыс. кв. м;

ликвидировано 292 приспособленных для проживания строения (балка), из которых переселены в жилые помещения 455 семей;

26 ветеранам Великой Отечественной войны предоставлено благоустроенное жилье;

975 гражданам отдельных категорий и 3210 молодым семьям предоставлены субсидии на приобретение или строительство жилья;

Всего с начала реализации государственной программы 50 679 семей получили компенсацию части процентной ставки по банковским ипотечным кредитам и займам.

Реализация мероприятий государственной программы в 2015 году позволила:

увеличить общую площадь жилых помещений, приходящуюся в среднем на 1 жителя до 20,2 кв. м., долю жилья, соответствующего стандартам экономкласса, в общем объеме введенного жилья до 67%.

увеличить долю семей, получивших меры государственной поддержки на улучшение жилищных условий, от общего числа семей, состоящих в списках участников отдельных мероприятий государственной программы до 23,91%.

Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) составил 2,2, что соответствует уровню предыдущего года.

По государственной программе автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" расходы составили 2,2 млрд. рублей.

На поддержку развития сельского хозяйства направленно более 1,7 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 164,0 млн. рублей. Большая часть расходов - 54,8%, направлена на развитие животноводства, переработку и реализацию продукции данной отрасли.

Введено в эксплуатацию 13 объектов сельскохозяйственного назначения (4 свинарника на 500 голов, 3 животноводческих помещения на 250 голов, 2 птичника на 600 голов), построено 4 семейных животноводческие фермы и оказана поддержка 11 начинающим фермерам в виде грантов.

Объем добычи (вылова) рыбы и товарное выращивание рыбы достиг 12 400 тонн.

Завершено строительство подъездной дороги к поселку Дальний от автомобильной дороги ст. Устье-Аха - г. Урай.

В 2015 году впервые удалось привлечь средства федерального бюджета в объеме 103,9 млн. рублей, которые были направлены на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию тепличных комплексов в результате чего увеличен валовый сбор овощей защищенного грунта на 1 407,3 тонны.

Объем расходов по государственной программе «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в 2015 году составил 2,3 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета поступило 371,2 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов по государственной программе, 70,3 %, составили расходы на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие лесного хозяйства».

Средства были направлены на проведение работ по лесоустройству на площади 4 947,1 тыс. га., лесовосстановлению, охране и защите лесов от пожаров.

Из 217 лесных пожаров возникших на территории автономного округа в 2015 году в течение первых суток было ликвидировано 198 пожаров, что на 27 % выше планового показателя.

Оказанная поддержка предприятиям лесоперерабатывающей отрасли позволила увеличить в 2015 году объем производства щепы технологической на 6%, плиты древесностружечной на 13% и произвести пиломатериалов в объеме 267 970 куб.м., плиты древесноволокнистой - 40 847 куб.м, бруса ЛВЛ, фанеры – 14 852 куб.м.

Дорожный фонд автономного округа в 2015 году сформирован в объеме 9,8 млрд. рублей, в том числе 8,6 млрд. рублей – средства бюджета автономного округа, около 1,0 млрд. рублей – средства федерального бюджета, 180,4 млн. рублей – средства Томской области.

         Расходы дорожного фонда автономного округа в 2015 году составили 9,3 млрд. рублей. Рост к 2014 году составил 52,2%.

         Основную долю (42,0%) в расходах дорожного фонда занимают расходы на проектирование, строительство, реконструкцию, обеспечение функционирования сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и межбюджетные трансферты местным бюджетам на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также общего пользования с твердым покрытием до сельских населенных пунктов.

         В результате реализации мероприятий государственных программ за счет средств дорожного фонда автономного округа протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения достигла 2 743,1 км, в том числе соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям до 2 235,2 км, увеличено до 52 единиц количество сельских населенных пунктов автономного округа, обеспеченных постоянной связью с сетью автомобильных дорог с твердым покрытием.

Муниципальным образованиям автономного округа в 2015 году из бюджета автономного округа предоставлено межбюджетных трансфертов в сумме 83,8 млрд. рублей с ростом к уровню 2014 года на 15,2%.

По всем видам межбюджетных трансфертов в 2015 году отмечается рост к уровню 2014 года.

Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2016 года сложился в объеме 14,5 млрд. рублей, что составляет 6,7% от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений, при плановом в размере 7,6%.

Государственный долг в большей степени представлен облигационным займом.

Объем государственного долга автономного округа по отношению к ВРП не превысил плановых значений.

Исполнение консолидированного бюджета автономного округа за 2015 год характеризуется следующими показателями:

доходы исполнены в сумме 275,3 млрд. рублей, в том числе бюджеты муниципальных образований автономного округа по доходам без учета межбюджетных трансфертов исполнены в сумме 47,2 млрд. рублей;

исполнение по расходам составило 268,1 млрд. рублей, в том числе бюджеты муниципальных образований автономного округа по расходам исполнены в сумме 130,2 млрд. рублей.

В целом по консолидированному бюджету автономного округа за 2015 год сложился профицит в сумме 7,3 млрд. рублей. Муниципальные образования автономного округа также завершили прошедший год с превышением доходов над расходами в сумме 0,8 млрд. рублей.

Опубликовано: 17.08.2016 12:29        Обновлено: 17.08.2016 12:37