Размер:
Цвет:

Доклад Директора Департамента финансов - заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры В.А. Дюдиной в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по проекту о законе автономного округа на 2014 год на плановый период 2015 и 2016 годов

Уважаемый Борис Сергеевич!

Уважаемые депутаты!

 

            Вашему вниманию представлен проект закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

            Проект закона о бюджете автономного округа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов подготовлен в соответствии с Бюджетным законодательством Российской Федерации и автономного округа и основывается на Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2014-2016 годах», показателях второго варианта прогноза социально-экономического развития автономного округа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и основных направлениях бюджетной и долговой политики автономного округа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

            (Справочно показатели прогноза СЭР: Объем добычи нефти на 2014 год – 253,5 млн. тонн, на 2015 год – 249,7 млн. тонн, на 2016 год – 247,0 млн. тонн. Курс доллара США к рублю на 2014 год – 33,4 рубля, на 2015 год – 34,3 рубля, на 2016 год – 34,9 рубля. Прогноз цены на нефть составляет: на 2014 год – 101,0 долл. за баррель, на 2015 и 2016 год по 100,0 долл. за баррель.)

 

3. Основные характеристики бюджета автономного округа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Основные параметры проекта бюджета автономного округа на 2014-2016 годы сформированы с сохранением динамики роста доходов и расходов.

Доходы бюджета автономного округа запланированы на 2014 год в сумме 166,4 млрд. рублей, что на 7,3% выше уточненного плана текущего финансового года; на 2015 год в сумме 172,3 млрд. рублей, или с ростом к 2014 году на 3,5%, на 2016 год в сумме 178,9 млрд. рублей, или с ростом к 2015 году на 3,9%.

Расходы бюджета автономного округа на 2014 год сформированы в сумме 187,5 млрд. рублей, что на 5,9% выше плана 2013 года, на 2015 год в сумме 192,8 млрд. рублей, или с ростом к 2014 году на 2,8%, на 2016 год в сумме 194,6 млрд. рублей, или с ростом к 2015 году на 1,0%.

Трехлетний бюджетный цикл спрогнозирован с дефицитом бюджета автономного округа на 2014 год в сумме 21,1 млрд. рублей, на 2015 год в сумме 20,5 млрд. рублей, на 2016 год в сумме 15,7 млрд. рублей в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством.
 

4. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета автономного округа в 2013-2016 годах.

 

Источниками покрытия дефицита бюджета автономного округа будут выступать государственные заимствования в виде:

государственных облигационных займов в 2014 году в сумме 14,0 млрд. рублей, в 2015 году – 16,0 млрд. рублей, в 2016 году – 12,0 млрд. рублей;

кредитов кредитных организаций в 2014 году в сумме 19,0 млрд. рублей, в 2015 году –  4,5 млрд. рублей, в 2016 году – 3,7 млрд. рублей.

На погашение кредита банка, привлеченного в 2013 году, будут направлены средства в сумме 12,3 млрд. рублей, в связи с чем «чистое» привлечение кредитов кредитных организаций в 2014 году составит 6,7 млрд. рублей.

 

5. Структура доходов бюджета автономного округа на 2014 - 2016 годы.

 

            При формировании доходов бюджета автономного округа на прогнозируемый период учтены изменения федерального и окружного законодательства, влияющие как на их снижение, так и на увеличение. В результате данных изменений положительное сальдо составило: на 2014 год +4,2 млрд. рублей, на 2015 год +6,2 млрд. рублей, на 2016 год +8,0 млрд. рублей.

            В доходах бюджета автономного округа по-прежнему преобладают налоговые поступления. Их удельный вес составляет 94-97%. В абсолютном выражении налоговые доходы составили:

на 2014 год – 156,7 млрд. рублей,

на 2015 год – 165,5 млрд. рублей,

на 2016 год – 173,1 млрд. рублей.

            На долю неналоговых доходов приходится 1-2%, их размер спрогнозирован в следующих суммах:

на 2014 год – 2,7 млрд. рублей,

на 2015 год – 2,6 млрд. рублей,

на 2016 год – 1,7 млрд. рублей.

            Безвозмездные поступления составляют от 2 до 4% доходов бюджета автономного округа и запланированы так:

на 2014 год – 7,0 млрд. рублей,

на 2015 год – 4,2 млрд. рублей,

на 2016 год – 4,1 млрд. рублей.

6. Структура налоговых доходов бюджета автономного округа в 2013 году и на прогнозируемый период 2014-2016 годов.

 

            Ключевую роль в налоговых доходах бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры играет налог на прибыль организаций, доля которого превышает 40%. Налог на прибыль организаций прогнозируется с положительной динамикой в следующих размерах: на 2014 год в сумме 71,8 млрд. рублей, на 2015 год – 74,3 млрд. рублей, на 2016 год – 75,5 млрд. рублей.

            Вторым по значимости налоговым источником в прогнозируемом периоде является налог на имущество организаций, его удельный вес составляет 26-28%, прогнозируемые суммы сложились в следующих размерах: на 2014 год – 41,0 млрд. рублей, на 2015 год – 44,9 млрд. рублей, на 2016 год – 48,8 млрд. рублей.

            Третье место в составе налоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц, доля которого составляет 24%. Поступления по данному налогу прогнозируются в следующих размерах: на 2014 год – 37,7 млрд. рублей, на 2015 год – 40,0 млрд. рублей, на 2016 год – 42,4 млрд. рублей.

7. Расходы на реализацию государственных программ автономного округа на 2014-2016 годы

 

            Главной особенностью бюджета автономного округа очередного бюджетного цикла является планирование расходов бюджета автономного округа в программной структуре на основе 25 государственных программ автономного округа. На сегодня все государственные программы утверждены, прошли общественные обсуждения.

            Ресурсное обеспечение государственных программ автономного округа за счет средств бюджета автономного округа и федерального бюджета планировалось в разрезе подпрограмм и мероприятий с учетом достижения принятых в государственных программах основных целей и задач.

Общий объем расходов бюджета автономного округа на реализацию государственных программ составил: на 2014 год – 181,9 млрд. рублей; на 2015 год – 186,0 млрд. рублей; на 2016 год – 190,4 млрд. рублей. Удельный вес программных расходов в 2014 году сложился в размере 97,0 %, в 2015 году – 96,5 %, в 2016 году – 97,8 %.

Пояснительная записка к проекту закона о бюджете также построена в программном формате.

8. Расходы бюджета автономного округа на социальную сферу на 2014-2016 годы

 

Бюджет автономного округа на 2014-2016 годы по-прежнему является социально ориентированным, с преобладанием расходов на социальную сферу – более 70 процентов.

Удельный вес расходов на социальную сферу вырос в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 8,3%, в абсолютном выражении на 22,2 млрд. рублей с дальнейшим приростом в плановом периоде год к году более чем на 4,5 млрд. рублей. Среди расходов на социальную сферу лидируют расходы на образование, здравоохранение и социальную политику.

9. Расходы на реализацию государственных программ автономного округа на 2014-2016 годы

 

На реализацию государственных программ автономного округа, охватывающих сферы социально-культурной направленности, а их насчитывается 6, планируется направить более 134,0 млрд. рублей по каждому году планового периода с соответствующим приростом год к году.

Направление социально-экономического развития, поддержки отраслей экономики, строительства жилья включает 12 государственных программ. На их реализацию планируется направить в 2014 году – 30,7 млрд. рублей, в 2015 году – 29,5 млрд. рублей, в 2016 году – 27,9 млрд. рублей, что в среднем составляет более 15% в общих расходах бюджета на государственные программы.

Прочие направления включают 7 государственных программ с объемом финансирования более 16,0 млрд. рублей.

10. Расходы из бюджета автономного округа на реализацию приоритетов, обозначенных Указами Президента Российской Федерации

 

            В расходах бюджета автономного округа учтены средства на реализацию «майских» Указов Президента Российской Федерации с общим объёмом финансирования 108,9 млрд. рублей.

Финансовоёмкими направлениями реализации Указов являются:

- обеспечение поэтапного повышения заработной платы отдельным категориям работников в сфере образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения;

- обеспечение граждан доступным и комфортным жильём;

- обеспечение детей местами в детских садах.

11. Расходы на государственную программу «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы» на 2014-2016 годы.

 

На реализацию самой финансовоёмкой государственной программы автономного округа «Развитие здравоохранения» будет израсходовано в 2014 году 51,4 млрд. рублей, в 2015 году – 52,3 млрд. рублей, в 2016 году – 55,0 млрд. рублей.

Средства государственной программы будут направлены на достижение её основных целей, которыми являются – снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности, увеличение продолжительности жизни населения, повышение доступности и качества медицинской помощи.

В плановом периоде будет продолжено перераспределение источников финансового обеспечения расходов регионального здравоохранения с бюджетной составляющей на страховую часть. Это обусловлено поэтапным включением с 1 января 2014 года в территориальную программу обязательного медицинского страхования объёмов высокотехнологичной медицинской помощи, увеличением размеров взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения из бюджета автономного округа в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и обратного трансферта из Федерального в Территориальный фонд на осуществление полномочий в сфере обязательного медицинского страхования. В связи с этим расходы за счет средств ОМС с 2011 года выросли почти в 2,7 раза и составят в 2014 году в общих расходах на здравоохранение – 62%.

12. Расходы на государственную программу «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2016 годы».

 

Второй по удельному весу в расходах бюджета автономного округа является государственная программа «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». На её реализацию в 2014 году будет направлено 49,8 млрд. рублей, в 2015 году – 52,6 млрд. рублей, в 2016 году – 53,7 млрд. рублей.

Целью государственной программы является – повышение доступности качественного образования и эффективности реализации молодежной политики.

Средства программы будут направлены на реализацию мероприятий по модернизации образования, поэтапному повышению оплаты труда педагогического персонала образовательных организаций, совершенствованию стипендиального обеспечения учащейся молодежи, обеспечению доступности дошкольного образования, социальной поддержке обучающихся, выявлению и поддержке лиц, проявивших выдающиеся способности, увеличению охвата детей дополнительным образованием.

13. Расходы на государственную программу «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы»

 

Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы» запланирован на три года в сумме 80,2 млрд. рублей.

Указанный объем средств включает расходы на предоставление качественных и доступных социальных услуг населению, выполнение в полном объеме обязательств по социальному обеспечению населения, проведение мероприятий среди граждан старшего поколения и других категорий граждан, нуждающихся в поддержке.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов необходимо повысить адресность предоставления мер социальной поддержки. В округе разработан проект Социального кодекса Югры, который предполагает систематизацию норм действующего законодательства автономного округа в сфере поддержки отдельных категорий граждан и синхронизацию их с нормами федерального законодательства и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации. Основной целью реализации данного кодекса будет являться обеспечение адресности выплат по принципу нуждаемости в них. По отдельным мерам социальной поддержки планируется изменить подходы к назначению через введение ценза «оседлости», а также пересмотреть периодичность предоставления отдельных выплат. Предварительная оценка экономии бюджетных ресурсов за три года планового периода составит 4,1 млрд. рублей, высвобождаемые средства могут быть направлены на решение иных приоритетных задач, включая Указы Президента Российской Федерации.

С 2014 года реализация мероприятий в сфере жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в рамках двух государственных и адресных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, направленных на решение задач по созданию условий и механизмов для увеличения объемов жилищного строительства, способствующих повышению доступности жилья, улучшению жилищных условий и качества жилищного обеспечения населения автономного округа, повышения надежности и качества предоставления коммунальных услуг, ликвидации аварийного и ветхого жилого фонда.

На эти цели в ближайшей трехлетке планируется направить 38,1 млрд. рублей.

В планируемом периоде в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014 – 2020 годах» будет запущен новый механизм накопительной ипотеки, обеспечивающий дополнительную государственную поддержку отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не имеющих возможности накопить средства на первоначальный взнос.

Базовый размер ассигнований дорожного фонда в плановом периоде ежегодно будет составлять более 6 млрд. рублей.

С 1 января 2014 года изменится структура источников формирования дорожного фонда автономного округа: транспортный налог по нормативу 100% будет формировать дорожный фонд автономного округа, в муниципальные дорожные фонды будет направляться 10% доходов консолидированного бюджета автономного округа от акцизов на автомобильное топливо.

Бюджетные ассигнования дорожного фонда автономного округа планируется направить на реализацию мероприятий: по развитию сети автомобильных дорог общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения автономного округа, на  субсидии местным бюджетам автономного округа на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Выделенный объем бюджетных ассигнований позволит:

- увеличить протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения к концу 2016 года на 7,9 км,

- провести ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в 2014 году – 24,1 км, в 2015 году – 30,7 км, в 2016 году – 19,3 км,

- обеспечить содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в 2014 году – 2 552,7 км, в 2015 году – 2 639,9 км, в 2016 году – 2 736,2 км,

- обеспечить устройство и содержание зимних автомобильных дорог и ледовых переправ общего пользования межмуниципального значения в 2014 году – 2 561,0 км, в 2015 году – 2 561,0 км, в 2016 году – 2 516,0 км,

- к концу 2016 года провести капитальный ремонт и ремонт 800 000,0 кв. м автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них.

Общая финансовая поддержка муниципальных образований автономного округа в 2014-2016 годах составляет более 30% в общем объеме расходов, в абсолютном выражении это составляет 64,5; 64,7; 59,9 млрд. рублей соответственно по годам.

Субвенции муниципальным образованиям автономного округа по-прежнему остаются самыми весомыми в структуре межбюджетных трансфертов и составляют более 60%. Приоритетные направления их предоставления – это отрасли социальной сферы: образование и социальная политика.

Увеличение объёма субвенций из бюджета автономного округа в 2014-2016 годах в основном объясняется необходимостью обеспечения переданных с муниципального уровня на региональный отдельных полномочий по финансированию дошкольного образования.

Передача на региональный уровень дошкольного образования повлияла, в том числе на снижение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Также объем указанных дотаций дополнительно скорректирован на финансовое обеспечение «майских» указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в сторону уменьшения в результате передачи данных расходов через дотацию на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, т.е. все муниципальные образования автономного округа вне зависимости от уровня бюджетной обеспеченности будут получать средства на указанные цели.

Хочу отметить, что проект закона о бюджете автономного округа на 2014-2016 годы, размещен на официальном сайте Департамента финансов автономного округа во вновь созданном разделе «Бюджет для граждан (народный бюджет)», в котором в доступной для населения форме представлена информация обо всех этапах бюджетного процесса в автономном округе и характеристиках бюджета.

Опубликовано: 13.12.2013 14:41        Обновлено: 13.12.2013 14:52