Размер:
Цвет:

Доклад Директора Департамента финансов - заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры В.А. Дюдиной в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по отчету об исполнении бюджета автономного округа за 2013 года

Уважаемый Борис Сергеевич!

Уважаемые депутаты автономного округа!

 

Вашему вниманию представлен отчет об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2013 год.

         Бюджет на 2013 год сформирован на основе приоритетов налоговой и бюджетной политики, направленных на устойчивость бюджета, его сбалансированность, создание условий для повышения качества жизни граждан Югры.

         В параметры бюджета автономного округа были заложены следующие показатели прогноза социально-экономического развития автономного округа на 2013 год:

         Цена на нефть – 97,0 долл. за баррель; фактическая цена на нефть сложилась в размере 107,9 доллара за баррель

         Курс доллара – 32,4 руб.; по итогам года составил 32,7 рублей

         Объем добычи нефти – 255,2 млн.тонн.; фактически сложился в размере 255,1 млн. тонн

         Уровень инфляции – 5,5%. фактически составил 6,2 %

         Первоначально бюджет автономного округа был утвержден по доходам и расходам в сумме 152 459,9 млн. рублей. Дефицит бюджета соответственно был равен нулю.

На исполнение доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры оказало влияние изменение налогового и бюджетного законодательства, в части:

         поэтапной отмены налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов;

         введения налоговой льготы на вновь вводимое движимое имущество;

         увеличения единого норматива отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами с 25 % до 45 %;

         уменьшения норматива отчислений в региональные бюджеты от акцизов на нефтепродукты с 77% до 72%. 

         В 2013 году было осуществлено 2 корректировки бюджета, в апреле и ноябре месяце.

         Первоначальный план по доходам был уменьшен на 16 197,4 млн.рублей. Этому  послужило  уменьшение поступлений по налогу на прибыль организаций, связанное со снижением налоговой базы крупнейших налогоплательщиков в результате заключения ими крупномасштабных сделок, выраженных в иностранной валюте и применением механизма вычетов в рамках ускоренной амортизации.

         Расходы бюджета автономного округа уточнены к первоначальному плану в сторону увеличения на  19 888,1 млн.рублей.

Ввиду произведенных уточнений доходов и расходов, сложился дефицит бюджета в сумме 36,0 млрд.рублей, полностью покрываемый источниками финансирования дефицита бюджета.

         Планирование и исполнение бюджета автономного округа с дефицитом было вызвано необходимостью реализации заявленных приоритетов, финансируемых через бюджет развития, а именно для обеспечения принятых обязательств по строительству жилья, детских садов и других инфраструктурных объектов, по подготовке инженерной инфраструктуры, повышению транспортной доступности, а также текущих обязательств, связанных с реализацией Указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников (учителей, врачей, и т.д.).

 

 

         Исполнение бюджета характеризуется показателями:

         доходы составили 136 684,6 млн.рублей. Темп роста к 2012 году составил 86,6%;

расходы составили 166 916,7 млн.рублей. Темп роста к 2012 году составил 99,4%;

         финансовый год завершили с дефицитом бюджета в сумме 30 232,1 млн.рублей.

 

            Уточненный план по доходам исполнен на 100,1%.

         Структура доходов в 2013 году практически не изменилась по отношению к 2012 году. Свыше 90% поступлений формируют налоговые доходы, 4-5% составляют безвозмездные поступления, порядка 3,5% приходится на неналоговые платежи.

         Исполнение налоговых доходов составило 126,0 млрд. рублей или 99,7% от плановых назначений.

         Неналоговые доходы исполнены в сумме 4,9 млрд. рублей или на 112,9% к плану на год.

         Сумма безвозмездных поступлений составила 5,8 млрд. рублей, годовой план исполнен на 98,0%.

Большую часть налоговых поступлений обеспечивают три основных налога:

налог на прибыль организаций (42,5%)

налог на имущество организаций (31,0%)

налог на доходы физических лиц (22,7%)

остальные налоговые доходы составляют 3,8%.

 

         Поступления по налогу на прибыль в 2013 году составили 53,6 млрд. рублей или 99,3% от годового плана.

         Налог на доходы физических лиц исполнен в сумме 28,6 млрд. рублей или на 100,9% к годовому плану. Низкая динамика к уровню прошлого года – 92,1%, связана с увеличением числа муниципальных образований, полностью или частично заменивших дотации на дополнительные нормативы отчислений, что уменьшило норматив зачисления налога в бюджет округа.

Налог на имущество организаций сложился в размере 39,0 млрд. рублей, годовой план при этом выполнен в полном объеме.

 

         В расходах бюджета автономного округа  наиболее весомыми являются расходы на социальную сферу занимающие 64,9% .         В абсолютном выражении расходы на социальную сферу исполнены в сумме 108,3 млрд. рублей.

         Расходы на жилищно – коммунальную отрасль следующие в структуре расходов бюджета автономного округа. Их исполнение составило 22,1  млрд. рублей, доля в общем объеме расходов - 13,2%.

         Третьими в структуре расходов бюджета автономного округа являются расходы на развитие отраслей экономики, занимающие 10,2% и составляющие 17,1 млрд. рублей по итогам года.

 

           В 2013 году более 20% расходов бюджета автономного округа было направлено на достижение целевых показателей, обозначенных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года.

В сумме это составляет  33,5 млрд. рублей.

Перечень указов и объемы их финансирования Вы видите на слайде.

 

            Основными направлениями реализации Указов Президента Российской Федерации являются:

         - обеспечение поэтапного повышения заработной платы отдельным категориям работников в сфере образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения. На эти цели направлено 10,3 млрд.рублей;

         - реализация мер, направленных на приобретение жилья, проектирование и строительство систем инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства, на обеспечение жильем молодых семей, на ипотечное жилищное кредитование и реализацию механизма накопительной ипотеки. На эти цели направлено 17,2  млрд.рублей;

         - обеспечение доступности дошкольного образования посредством обеспечения  детей местами в детских садах. На эти цели направлено 2,5 млрд. рублей

         Анализ достижения целевых показателей средней заработной платы по категориям работников за 2013 год, в целом свидетельствует о достижении запланированного уровня заработной платы, с учётом уточнения целевых значений в течение года.

         По отдельным категориям работников  размер среднемесячной заработной платы превысил плановый уровень среднего показателя по оплате труда, рассчитанного с учетом утвержденных индикативных значений на 2013 год, установленных распоряжением Правительства автономного округа от 29 декабря 2012 года № 796-рп.

         Вместе с тем, в отношении отдельных категорий работников наблюдается не достижение уровня оплаты труда до  прогнозного значения 2013 года, в том числе:

         - по педагогическим  работникам дошкольных образовательных учреждений на 3,1% 

         - по младшему медицинскому персоналу (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) на 1,1%.

             На реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования в Югре в 2013 году направлено 27,0 млрд.рублей, в том числе за счет средств бюджета автономного округа 26,9 млрд.рублей, за счет средств федерального бюджета 138,1 млн.рублей.

         Эффективность расходования средств в сфере общего образования характеризуется следующими результатами:

         100% обучающихся 1-3 классов приступили к обучению в условиях ФГОС;

         43,31% педагогических и управленческих кадров общеобразовательных организаций прошли переподготовку в соответствии с ФГОС;

         завершено проведение капремонтов в 74 зданиях школ;

         устранено 185 пунктов предписаний Госпожнадзора и 856 Роспожнадзора;

         введены в эксплуатацию 4 школы общей мощностью 2325 мест;

43,19% обучающихся обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками;

более 8 тысяч человек приняли участие в спортивных мероприятиях различного уровня;

         100% муниципальных общеобразовательных учреждений реализуют механизм нормативно-подушевого финансирования.

 

  Расходы, направленные на развитие культуры и кинематографии исполнены в сумме  1,8 млрд.рублей.

  Эффективность реализации задач и направлений развития отрасли культуры соответствует  Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»  и характеризуется:

- увеличением количества передвижных фондов (выставок) музеев автономного округа на 2 единицы;

-  возросшим числом талантливых детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях на 2 106 человек;

- увеличением доли библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах до 69,3%.

Расходы на здравоохранение исполнены в сумме  41,2 млрд. рублей.

         Реализацией мероприятий государственной политики в области здравоохранения обеспечено в 2013 году достижение следующих целевых показателей установленных Указами Президента РФ:

         -снизился показатель смертности от болезней системы кровообращения до 283,7 человек на 100 тыс. населения;

         -снизился показатель смертности от новообразований (в том числе злокачественных) до 112,3 человек на 100 тыс. населения;

         -снизился показатель смертности от туберкулеза 6,2 человек на 100 тыс. населения;

         -снизился показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий 18,1 человек на 100 тыс. населения;

         -увеличился показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в автономном округе до 72,5 года;

         -увеличились объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в текущем году помощь была оказана 7 962 пациентам.

 

            В результате эффективной реализации мероприятий активной политики занятости населения, в том числе по организации временного трудоустройства  безработных граждан, общественных работ, осуществлению профессиональной подготовки и переподготовки, повышению квалификации, содействию самозанятости и  социальной адаптации,  удалось снизить численность безработных граждан в 2013 году на 19,1%  по отношению к 2012 году. Соответственно расходы на социальные выплаты гражданам, признанными безработными сократились на 23,7%.

         В 2013 году расходы бюджета автономного округа на социальную политику составили 25,3 млрд. рублей.

            Значительную часть в расходах на социальную политику занимают расходы на предоставление мер социальной поддержки граждан старшего поколения, ветеранов, инвалидов, а также мер, направленных на поддержку малообеспеченных слоев населения, в сумме это составляет 7,4 млрд. рублей.

         На поддержание положительной динамики развития демографической ситуации в автономном округе в 2013 году направлено 6,6 млрд. рублей. Это позволило оказать государственную поддержку семьям с детьми, многодетным семьям, семьям, имеющих детей-инвалидов.

         3,4 млрд. рублей направлено на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание поддержки приемным семьям, оказание дополнительных мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

         В рамках исполнения социальных обязательств перед населением автономного округа, осуществлены расходы в сумме 3,6 млрд. рублей  на лекарственное и  иное социальное обеспечение отдельных категорий граждан, выплату социальных пособий безработным гражданам, а также на государственное стимулирование пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.

 

            На государственную поддержку сельского хозяйства и рыболовства в 2013 году было направлено более 1,7 млрд. рублей.

         Более 50% данных расходов, или около 1 млрд.рублей было израсходовано на поддержку животноводства, 16,3% на осуществление мероприятий в области ветеринарии, 7,4% на поддержку рыбодобывающий и рыбоперерабатывающей отрасли.

         Также осуществлялась поддержка растениеводства, малых форм хозяйствования, личных подсобных хозяйств.

         Общий объем бюджетных ассигнований направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в  Югре сложился в сумме 21,7 млрд. рублей, в том числе за счет средств бюджета автономного округа – 21,3 млрд. рублей, федерального бюджета  -  0,2 млрд. рублей и средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 0,2 млрд. рублей.

Большая часть средств в рамках приоритетного национального проекта направлена на строительство и приобретение жилья для переселения граждан из жилых домов, признанных непригодными для проживания в сумме 8,7 млрд. рублей.

На ремонт и строительство объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры направлено 5,4 млрд. рублей.

         На предоставление субсидий гражданам на приобретение и (или) строительство жилья, а так же на ипотечное жилищное кредитование направлено 6,7 млрд. рублей.

На капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, благоустройство дворовых территорий и частичное погашение процентной ставки по привлеченным кредитам в секторе коммунального хозяйства направлено 0,9 млрд. рублей.

 

         Расходы на транспорт составили 1,5 млрд. рублей, что позволило:  

          -предприятиям автомобильного транспорта перевезти 1 126,1 тыс. пассажиров;

         -приобрести 17 низкопольных автобусов для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения на городских (внутрипоселковых) маршрутах;

         -организациям водного транспорта перевезти 134,8 тыс. пассажиров, обеспечить безопасность работы скоростного флота на боковых и малых реках в границах автономного округа, провести дноуглубительные работы на протяжении 30 км водных путей;

          -предприятиям воздушного транспорта перевезти 215,3 тыс. человек;

          -организациям железнодорожного транспорта перевезти 306,7 тыс. пассажиров.

         Расходы дорожного фонда в 2013 году составили 5,3 млрд. рублей, в том числе за счет переходящего остатка средств федерального бюджета в размере 0,5 млрд. рублей, за счет средств бюджета Томской области в размере 0,1 млрд. рублей.

         Средства направленные на дорожную деятельность позволили:  

         -закончить строительством 30,5 км автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;

          -отремонтировать 9,2 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;

          -обеспечить содержание 2 499,9 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также устройство и содержание 2 560,2 км зимних автомобильных дорог и ледовых переправ общего пользования межмуниципального значения и их информационное обеспечение;

          -продолжить строительство мостового перехода через реку Вах на автомобильной дороге Нижневартовск – Стрежевой;

          -завершить строительством и реконструкцией 13,7 км и отремонтировать 370 тыс. кв. м  автомобильных дорог общего пользования местного значения;

         -провести капитальный ремонт и ремонт 151,6 тыс. кв. м дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов во всех муниципальных образованиях автономного округа.

 

На государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в 2013 году было направлено 561,8 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 175,2 млн. рублей.

 

         На развитие информационного общества и формирование электронного правительства в рамках программы "Информационное общество-Югра" в 2013 году направлено около 900 млн. рублей, что позволило:

         создать 17 центров общественного доступа к информации, государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме;

         предоставить 181 государственную и муниципальную услугу посредством Регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций);

         создать 19 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

         завершить автоматизацию предоставления 173 услуг в режиме "одного окна" во всех действующих многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

 

         Более 95% расходов бюджета автономного округа на 2013 год было сформировано в рамках целевых программ автономного округа и ведомственных целевых программ.

         На их реализацию в 2013 году было направлено 158,8 млрд. рублей.

 

            В отчетном году на реконструкцию и строительство объектов государственной и муниципальной собственности за счет средств консолидированного бюджета автономного округа было направлено 15,2 млрд. рублей.

           Расходы бюджетов муниципальных образований на реконструкцию и строительство объектов муниципальной собственности сложились в сумме 2,9 млрд. рублей и были направлены на реализацию муниципальных целевых программ и непрограммных инвестиций в сумме 980,1 млн. рублей и софинансирование региональных целевых программ в сумме 1,8  млрд. рублей.

            Расходы бюджета автономного округа на капитальные вложения осуществлялись в рамках региональных целевых программ и составили 12,3 млрд. рублей, в том числе на реконструкцию и строительство объектов государственной собственности в сумме 2,2 млрд. рублей и софинансирование строительства объектов муниципальной собственности в сумме 10,1 млрд. рублей.

          Всего в 2013 году введено в эксплуатацию 126 объектов.

 

         В 2013 году в бюджеты муниципальных образований перечислено межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа в сумме 66,7 млрд. рублей.

 

         Как отметила ранее, бюджет автономного округа за 2013 год исполнен с дефицитом в размере 30,2 млрд. рублей.

Источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета автономного округа в основном являются:

         изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета – 18,3 млрд. рублей.

         Средства Резервного фонда автономного округа в сумме 13,0 млрд.рублей.

 

Коротко остановлюсь на исполнение консолидированного бюджета автономного округа за 2013 год:

  • исполнение по доходам составило 193,9 млрд.рублей, в том числе бюджеты муниципальных образований автономного округа по доходам без  учета межбюджетных трансфертов исполнены в сумме 57,2 млрд.рублей, или с ростом к уровню 2012 года на 13,6%.
  • исполнение по расходам составило 230,6 млрд.рублей, в том числе бюджеты муниципальных образований автономного округа по расходам исполнены в сумме 130,3 млрд.рублей, или с ростом к уровню 2012 года на 11,4%.

В целом по консолидированному бюджету автономного округа за 2013 год сложился дефицит в сумме 36,7 млрд.рублей, в том числе по муниципальным образованиям в сумме 6,5 млрд.рублей.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Опубликовано: 03.09.2014 11:01        Обновлено: 03.09.2014 11:27