Размер:
Цвет:

Доклад Директора Департамента финансов - заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры В.А. Дюдиной по отчету о деятельности Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2014 год

Добрый день, уважаемые коллеги, а также участники общественного обсуждения, присутствующие в студиях муниципальных образований.

 

Сегодня мы рассматриваем отчет о деятельности Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2014 год. Отчет также размещен на официальном сайте Департамента, где каждый желающий может с ним ознакомиться и направить нам свои рекомендации. Поэтому я кратко остановлюсь на основных моментах. 

Департамент являясь исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляет функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию в бюджетной сфере, и с 2014 года, в сфере налогов и сборов.

 

В установленной сфере деятельности Департамент осуществляет полномочия по следующим основным направлениям:

- нормативное правовое регулирование;

- составление проекта бюджета автономного округа;

- организация исполнения бюджета автономного округа;

- организация межбюджетных отношений;

- управление государственным долгом автономного округа;

- применение бюджетных и иных мер принуждения;

- проведение единой бюджетной политики;

- проведение единой налоговой политики.

 

Сразу отмечу, что в 2014 году по результатам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами в субъектах Российской Федерации, проводимой Министерством финансов Российской Федерации за 2013 год, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра вошёл в число регионов с высоким качеством управления региональными финансами.

 

С 2014 года бюджетная система автономного округа перешла на программный принцип планирования и исполнения бюджетов.

С 2014 года бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры формируется в структуре государственных программ.

Всего с 1 января 2014 года на региональном уровне реализуется 25 программ.

Департамент является ответственным исполнителем по двум государственным программам автономного округа:

«Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы» и

«Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы».

 

Особенностью реализации государственной программы  «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы» является то, что она ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов исполнительной власти, реализующих другие государственные программы автономного округа.

Государственная программа в первую очередь ориентирована на цели, определенные в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах и Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года.

В соответствии с указанными приоритетами, целью реализации государственной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами автономного округа.

Достижение цели Государственной программы осуществляется путем реализации трех подпрограмм, в каждой, из которых, обозначены решаемые задачи.

 

С целью обеспечения качественной организации планирования и исполнения бюджета автономного округа на текущий и среднесрочный период, в 2014 году Департаментом разрабатывались нормативно-правовые акты, методические указания, направленные на совершенствование бюджетного законодательства автономного округа. Обозначу только несколько из них:

Разработан и утвержден новый Порядок составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной финансовый год и плановый период. Порядком утвержден постоянный график подготовки, рассмотрения документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта бюджета автономного округа, уточнены полномочия участников бюджетного процесса и механизмы взаимодействия между ними.

С целью создания условий к переходу формирования государственного задания на оказание государственных услуг на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения, Департаментом, разработан Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Внесены изменения в закон о межбюджетных отношениях в автономном округе, направленные на актуализацию действующих методик межбюджетного регулирования.

 

В 2014 году Департаментом проведена работа по формированию бюджета  автономного округа на предстоящие 2015-2017 годы.

Проект закона о бюджете автономного округа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов подготовлен в соответствии с Бюджетным законодательством Российской Федерации и автономного округа, и основывается на основных направлениях налоговой и бюджетной политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года, прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденных нормативными правовыми актами автономного округа.

 

Учитывая приоритеты налоговой политики Российской Федерации, новацией построения налоговой политики автономного округа в среднесрочном периоде стал принцип отказа от установления новых льгот на трехлетний период; отмена неэффективных и невостребованных налоговых льгот.

Принятию изменений в Законы автономного округа предшествовала большая работа по согласованию с общественностью и предпринимательским сообществом предложений, включенных в основные направления налоговой политики на 2015-2017 годы. В связи с чем, Департаментом организованы, и проведены на различных общественных площадках, совещания по рассмотрению предложений в проект основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы и оценки их влияния на показатели социально-экономического развития автономного округа и налогоплательщиков.

 

Основные направлениями налоговой политики автономного округа на 2015-2017 годы определили ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период и легли в основу формирования доходной части бюджета автономного округа на прогнозируемый период.

Часть изменений коснулась и малого бизнеса, для них по упрощенной системе налогообложения продлено на 2015 год действие минимальной ставки в размере 5%, установлен оптимальный размер базовой доходности по отдельным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

С 1 января 2015 года на территории автономного округа введено налогообложение по кадастровой стоимости, как отдельных объектов недвижимого имущества, так и имущества физических лиц.

Принятые изменения приведут к дополнительным поступлениям налогов в консолидированный бюджет автономного округа в период 2015-2017 годов в размере 20,7  млрд. рублей.

 

Кратко остановлюсь на характеристиках бюджета автономного округа.

Доходы бюджета автономного округа запланированы на 2015 год в сумме 187,6 млрд. рублей; на 2016 год в сумме 194,6 млрд. рублей, или с ростом к 2015 году на 3,7%; на 2017 год в сумме 209,6 млрд. рублей, или с ростом к 2016 году на 7,7%.

Расходы бюджета автономного округа на 2015 год сформированы в сумме 195,1 млрд. рублей, на 2016 год в сумме 206,4 млрд. рублей, или с ростом к 2015 году на 5,8%, на 2017 год в сумме 227,5 млрд. рублей, или с ростом к 2016 году на 10,2%.

Трехлетний бюджетный цикл спрогнозирован с дефицитом бюджета автономного округа на 2015 год в сумме 7,6 млрд. рублей, на 2016 год в сумме 11,8 млрд. рублей, на 2017 год в сумме 17,9 млрд. рублей в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством.

 

Организация исполнения бюджета автономного округа в 2014 году осуществлялась в соответствии с Законом о бюджете автономного округа, сводной бюджетной росписью бюджета автономного округа и кассовым планом.

В целях реализации закона о бюджете автономного округа на 2014-2016 годы, Департаментом были разработаны мероприятия, утвержденные постановлением Правительства «О мерах по реализации Закона о бюджете», приложением к которым утвержден План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга автономного округа.

Бюджетный эффект, фактически полученный от реализации намеченных мероприятий по росту доходов за 2014 год составил 1,5 млрд. рублей. Все мероприятия, направленные на увеличение поступлений доходов выполнены, приняты соответствующие нормативные правовые акты.

Мероприятия в части оптимизации расходов бюджета автономного округа в 2014 году также полностью реализованы. Бюджетный эффект от реализации мероприятий сложился в сумме 10,6 млрд. рублей.

Останавливаться на результатах исполнения бюджета автономного округа за прошедший год я сегодня не буду, поскольку отчет об исполнении бюджета автономного округа за 2014 год, также будет вынесен на общественное обсуждение.

 

Вторая подпрограмма - "Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" направлена на эффективное управление государственным долгом автономного округа.

Прогнозируемый объем государственного долга автономного округа предусмотрен в размере 12,9 % от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений, фактически по состоянию на 1 января 2015 года он составил 7,7 % от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений.

Решение задачи «Эффективное управление государственным долгом автономного округа» осуществлялось посредством реализации следующих мероприятий:

  1. Обслуживание государственного долга автономного округа.

В 2014 году расходы на обслуживание государственного долга были утверждены в объеме 1,7 млрд. рублей. В соответствии с внесенными изменениями в закон о бюджете автономного округа, в связи с сокращением объема государственных заимствований в 2014 году для финансирования дефицита бюджета, план по расходам на обслуживание государственного долга был уменьшен до 0,4 млрд. рублей. Исполнение расходов на обслуживание долговых обязательств автономного округа составило 0,4 млрд. рублей, что составляет 97,6 % к плану.

 

2. Планирование ассигнований на погашение долговых обязательств автономного округа.

В составе источников финансирования дефицита бюджета автономного округа в 2014 году были предусмотрены ассигнования на погашение кредитов банков, привлеченных в 2013 году для финансирования дефицита бюджета автономного округа, в объеме 12,4 млрд. рублей.

3. Планирование ассигнований на исполнение государственных гарантий автономного округа.

В 2014 году в составе источников финансирования дефицита бюджета автономного округа, запланированы ассигнования на исполнение государственных гарантий автономного округа в объеме 0,1 млрд. рублей, которые не были востребованы, так как принципал своевременно и в полном объеме исполнил обязательства, обеспеченные гарантией автономного округа.

4. Мониторинг состояния муниципального долга.

Департамент ежеквартально осуществлял мониторинг состояния муниципального долга городских округов и муниципальных районов автономного округа по плановым и фактическим показателям на предмет соблюдения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации. Обзор мониторинга соблюдения муниципальными районами и городскими округами требований Бюджетного Кодекса Российской Федерации ежеквартально размещается на сайте Департамента.

5. Управление Резервным фондом автономного округа.

В соответствии с законом о бюджете в 2014 году создан Резервный фонд автономного округа в объеме 5,0 млрд. рублей, который предназначен для исполнения расходных обязательств автономного округа в случае недостаточности доходов бюджета автономного округа для финансового обеспечения расходных обязательств.

По состоянию на 1 января 2015 года средства Резервного фонда в полном объеме размещены на банковских депозитах.

 

Третья подпрограмма направлена на формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами в целях обеспечения открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и создания условий для наиболее эффективного использования бюджетных средств и активов публично-правовых образований.

В целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о бюджетном процессе автономного округа Депфином Югры обеспечен доступ к информации о деятельности Депфина Югры путем ее размещения и актуализации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет  на официальном сайте Департамента; выпущено печатное издание брошюры Проект закона «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»; организован и проведен конкурс проектов «Бюджет для граждан».

В целом реализация плана мероприятий по государственной программе в 2014 году показала свою эффективность. Запланированные цели, задачи деятельности и мероприятия на 2014 год выполнены в полном объеме и достигнуты ожидаемые результаты.

 

Как уже отмечалось выше, Департамент является ответственным исполнителем по государственной программе «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы».

Особенностью реализации данной государственной программы является то, что на ее реализацию оказывают влияние другие государственные программы автономного округа, связанные с предоставлением субсидий из бюджета автономного округа, исполнителями которых являются иные исполнительные органы государственной власти автономного округа. Кроме того, следует сказать, что достижение результатов государственной программы зависит, в том числе и от участия муниципальных образований автономного округа в ее реализации.

Целью государственной программы является обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований автономного округа и повышения качества управления муниципальными финансами автономного округа.

 Реализация мероприятий государственной программы в большей степени осуществляется через предоставление бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа отдельных видов межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа. В основном они носят нецелевой характер, имеют выравнивающие, балансирующие и стимулирующие функции.

Достижение цели государственной программы осуществляется через реализацию трех подпрограмм.

 

Реализация подпрограммы I осуществлялась посредством исполнения мероприятий:

1. по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений, путем предоставления из бюджета автономного округа дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Данное мероприятие направлено на обеспечение равных возможностей муниципальных образований по реализации конституционных прав граждан и предоставлению на территории автономного округа муниципальных услуг, относящихся к полномочиям муниципальных образований.

2. по повышению эффективности предоставления и использования субсидий. Реализация мероприятия является важной мерой стимулирующей активность муниципальных образований автономного округа в решении вопросов развития экономики и социальной сферы муниципальных образований автономного округа.

3. по предоставление бюджету городского округа город Ханты-Мансийск дотации для осуществления функций административного центра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

В результате реализации подпрограммы Департаментом в полном объеме обеспечено достижение следующих показателей:

- увеличение доли субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований, распределение которых  утверждено приложениями к закону автономного округа о бюджете автономного округа, в общем количестве субсидий, предоставляемых из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований (плановое значение на 2014 год – 64 %, исполнение – 74,4 %);

- увеличение доли установленных целевых показателей результативности в порядках предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований по всем видам субсидий (плановое значение на 2014 год – 98 %, исполнение - 98 %).

Кроме того, результатом реализации подпрограммы является сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания в 1,5 раза.

 

Подпрограмма II «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа».

Реализация мероприятий подпрограммы и решение задачи государственной программы по обеспечению сбалансированности местных бюджетов осуществлялось посредством исполнения следующих мероприятий, представленных на слайде.

В ходе реализации подпрограммы Департаментом в полном объеме обеспечено достижение практически всех показателей. Отсутствуют муниципальные образования автономного округа в которых предельный объем муниципального долга превышает уровень, установленный бюджетным законодательством, все муниципальные образования автономного округа охвачены системой мониторинга исполнения местных бюджетов и др.

Неисполнение сложилось по показателю «доля муниципальных образований автономного округа, имеющих задолженность по бюджетным кредитам на конец отчетного года, предоставленным из бюджета автономного округа». Значение данного показателя установлено в размере не более 40 %. Фактическое исполнение по итогам года составило 45,5 %. Отклонение фактического значения от планового обусловлено предоставлением в декабре 2014 года из бюджета автономного округа бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицитов местных бюджетов городам Ханты-Мансийск, Нягань, Югорск, Радужный, Урай, Лангепас, Советскому и Березовскому районам в целях своевременного исполнения расходных обязательств местных бюджетов.

 

Подпрограмма III «Содействие повышению качества управления муниципальными финансами».

Реализация мероприятий подпрограммы и решение задачи государственной программы по содействию муниципальным образованиям в повышении качества управления муниципальными финансами осуществлялось посредством исполнения следующих мероприятий:

1. Оказание на постоянной основе консультационной и иной помощи муниципальным образованиям и разработка методических рекомендаций.

2. Использование мер ограничительного и стимулирующего характера, направленных на повышение качества управления региональными и муниципальными финансами.

3. Предоставление муниципальным районам и городским округам автономного округа грантов (дотаций) на поощрение за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа.

4. Предоставление муниципальным районам и городским округам автономного округа грантов (дотаций) на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления.

Результатом реализации данной подпрограммы являются:

- рост доли расходов бюджетов муниципальных образований автономного округа, формируемых в рамках муниципальных программ до 88,3% в общем объеме расходов бюджета (плановое значение 56,8%);

- рост средней итоговой оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа до 83 баллов (плановое значение 79 баллов) и др.

Следует сказать, что по результатам проведенной Департаментом оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании, 13 муниципальным районам и городским округам автономного округа, у которых оценка качества превысила средний показатель сложившийся по муниципальным образованиям автономного округа, предоставлены гранты в общей сумме 50 млн. рублей.                

По результатом комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, распределены гранты между 6 муниципальными образованиями в общей сумме 50 млн. рублей.

Проведенная в 2014 году комплексная оценка за 2013 год показала, что у 9 муниципальных образований ее значение увеличилось. Кроме того, в автономном округе среднее значение комплексной оценки осталось практически на уровне предыдущего года, что говорит о стабильной ситуации в части социально-экономического развития и отсутствия явных аутсайдеров среди муниципальных образований по результатам оценки в целом.

 

Обобщая изложенное выше, необходимо отметить, что задачи, поставленные государственной программой по итогам 2014 года, в целом решены. Они позволили обеспечить равные условия для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований автономного округа и повысить качество управления муниципальными финансами.

Меры своевременно принятые по сбалансированности местных бюджетов, выделению дополнительных ресурсов из бюджета автономного округа в 2014 году позволили муниципальным образованиям автономного округа успешно завершить финансовый год.

Мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование межбюджетного регулирования в автономном округе, позволят обеспечить финансовую стабильность муниципальных образований в трехлетней перспективе и повысить прозрачность формирования местных бюджетов на плановый период.

 

Спасибо за внимание!

Опубликовано: 24.02.2015 11:51        Обновлено: 24.02.2015 12:00