Размер:
Цвет:

Протокол заседания от 2 ноября 2018 года

ПРОТОКОЛ № 11

заседания Общественного совета при Департаменте финансов

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5                                   2 ноября 2018 года

Членов Общественного совета - 8

Участвовало в обсуждении и заочном голосовании - 7

ПОВЕСТКА ДНЯ

1. О предварительной оценке результатов деятельности Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год.

Рассмотрена информация о предварительной оценке результатов деятельности Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год.

Департамент финансов автономного округа, являясь исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляет полномочия по реализации единой государственной политики в бюджетной сфере и сфере налогов и сборов.

Депфин Югры является ответственным исполнителем двух государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года».

Государственная программа автономного округа «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» нацелена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами автономного округа.

Приоритетами при формировании бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018-2020 годы являлось обеспечение достигнутого уровня качества жизни граждан Югры, безусловное исполнение принятых социальных обязательств за счет сохранения и развития налогового потенциала Югры, обеспечения сбалансированности бюджетной системы автономного округа, повышения эффективности государственного и муниципального управления.

Консолидированный бюджет автономного округа на 2018 год по доходам составляет 306 088,0 млн. рублей, по расходам 297 104,6 млн. рублей, профицит бюджета 8 983,4 млн. рублей.

Бюджет автономного округа на 2018 год с учетом внесенных в него изменений на текущую дату по доходам утвержден в сумме 254 907,8 млн. рублей, по расходам в сумме 237 532,4 млн. рублей, с профицитом бюджета в сумме 17 375,4 млн. рублей.

По ожидаемой оценке, в 2018 году бюджет автономного округа планируется исполнить также с профицитом, долговая нагрузка будет находиться на низком уровне, в бюджете автономного округа будет сохранен резервный фонд автономного округа в объеме 5,0 млрд. рублей, и будут обеспечены все принятые бюджетные обязательства, в том числе вытекающие из Указов Президента Российской Федерации от 2012 года.

Рост выручки от реализации продукции за счет роста цен на нефть и объемов её добычи, а также получение прибыли от внереализационной деятельности за счет положительных курсовых разниц, стоимость которых выражена в иностранной валюте у предприятий топливно-энергетического сектора обусловили положительную динамику доходов и расходов бюджета автономного округа по отношению к прошлому году. Рост по доходам составляет 142,1 %, по расходам 120,8%.

Бюджеты муниципальных образований на 2018 год по доходам утверждены в сумме 143 520,2 млн. рублей, по расходам в сумме 151 912,3 млн. рублей, с дефицитом в сумме 8 392,1 млн. рублей. Доходы местных бюджетов по отношению к прошлому году также возросли на 13,4%, в основном за счет увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц и безвозмездных поступлений из бюджета автономного округа в форме межбюджетных трансфертов.

Налоговая политика автономного округа в 2018 году, как и в предыдущие годы, направлена на сохранение и наращивание налогового потенциала региона за счет формирования благоприятного инвестиционного климата, развития отраслей экономики, совершенствования и оптимизации порядка предоставления льгот, повышения качества администрирования доходов и сокращения задолженности перед бюджетом.

Для сдерживания падения объемов добычи углеводородного сырья и увеличения объемов геологоразведочных работ продолжается стимулирование нефтедобывающей отрасли. С 1 января 2018 года предусмотрено льготное налогообложение по налогу на имущество организаций, реализующим национальный проект по созданию технологического центра разработки эффективной технологии добычи углеводородов из баженовской свиты, а также осуществляющим разработку обводненных месторождений в границах Нижневартовского района.

В целях стимулирования развития материально-технической базы социально ориентированных некоммерческих организаций, повышения качества и расширения спектра оказываемых ими услуг, с 2018 года снижена ставка налога по упрощенной системе налогообложения по объекту налогообложения «доходы» до 1%.

Реализуемые меры позволяют обеспечивать условия для развития промышленности на территории автономного округа и созданию новых рабочих мест. Высвобождаемые средства направлены организациями на развитие собственной производственной базы: введение в действие нового оборудования, объектов производственного назначения, новых производственных мощностей в объеме 1 087,7 млн. рублей. Создано 1 903 рабочих места.

Правительством автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа реализуются мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного и муниципального долга. Утверждаются соответствующие планы мероприятий.

На 2018 - 2020 годы план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга автономного округа утвержден постановлением Правительства автономного округа от 29 декабря 2017 года № 561-п «О мерах по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», его выполнение ежеквартально анализируется и рассматривается на заседаниях комиссии по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Дополнительные поступления в бюджет автономного округа планируется обеспечить по итогам года в объеме 4 646,1 млн. рублей за счет мер, направленных на сохранение и развитие налогового потенциала автономного округа, эффективного управления дебиторской задолженностью, повышения результативности систем автоматической фото, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, урегулирования и взыскания задолженности по транспортному налогу, развития сотрудничества с хозяйствующими субъектами, дополнительное поступление налога на имущество организаций в результате увеличения количества объектов в перечне недвижимого имущества, в отношении которых, налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Реализация мер по оптимизации расходов бюджета автономного округа в 2018 году, включающих в себя проведение инвентаризации расходных обязательств бюджета автономного округа с целью определения их приоритетности позволит получить бюджетный эффект в сумме 7 606,8 млн. рублей, что более чем в 3 раза превысит запланированные значения. Высвобожденные средства переориентируются на приоритетные, социально значимые расходные обязательства автономного округа.

Аналогичная работа по реализации планов мероприятий по росту доходов, оптимизации бюджетных расходов и сокращению муниципального долга проводится на уровне муниципальных образований автономного округа, которые, по ожидаемой оценке, будут выполнены в запланированных объемах.

В 2018 году Югра отмечена грантом из федерального бюджета, за обеспечение прироста в федеральном бюджете поступлений по налогу на прибыль организаций. В целях стимулирования роста налогового потенциала и качества планирования доходов бюджетов муниципальных образований, Правительством автономного округа принято решение распределить полученный федеральный грант между городскими округами и муниципальными районами автономного округа.

Финансовым поощрением отмечены муниципальные образования, обеспечившие положительный прирост налоговых доходов в 2017 году по отношению к 2016 году, имеющие высокое качество планирования доходов бюджета, а так же выразившие согласие на полную либо частичную замену дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и (или) из регионального фонда финансовой поддержки поселений дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц.

Получателями поощрительных дотаций стали практически все муниципальные образования Югры.

По оценкам консалтинговой компании РwС Югра третий год подряд входит в тройку субъектов – лидеров в сфере реализуемых полномочий в области налоговой политики.

В целях повышения качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит) Депфином Югры проводится ежеквартальный мониторинг. По результатам мониторинга в 2018 году 75,8% главных администраторов бюджетных средств автономного округа получили достаточно высокую итоговую оценку качества финансового менеджмента - более 80 баллов.

В целях совершенствования бюджетного процесса, в 2018 году завершены работы по модернизации подсистемы планирования бюджета автономного округа с использованием web-технологий, обеспечивающих создание единого информационного пространства для всех участников процесса планирования бюджета.

В результате модернизации

1) обеспечены:

доступность подсистемы планирования для широкого круга пользователей без необходимости установки дополнительного программного обеспечения за счет реализации пользовательских интерфейсов,

единая методология взаимодействия участников процесса планирования,

повышение оперативности процесса планирования;

2) внедрены:

единая система обоснования расходов, охватывающей главных распорядителей и получателей средств бюджета автономного округа,

система сбора и консолидации реестров расходных обязательств муниципальных образований автономного округа с использованием единых классификаторов и справочников.

На уровне автономного округа продолжено выполнение работ по цифровизации и интеграции в единое пространство информационных потоков, связанных с формированием на очередной финансовый год и плановый период закона о бюджете автономного округа и решений о бюджете муниципальных образований на основе применения единых стандартов бизнес-процесса планирования бюджетов.

В целях повышения эффективности расходования средств бюджета автономного округа, проведена модернизация АС «Бюджет» в части автоматизации процессов учета сумм межбюджетных трансфертов, передающихся под потребность, учета бюджетных и денежных обязательств, заключения соглашений в электронном виде на передачу средств межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение муниципальным районам и городским округам автономного округа. Модернизированная информационная система позволила использовать конструктор соглашений, заключение соглашений в электронном виде с применением электронной подписи, обеспечивая юридически значимый документооборот, автоматическое включение заключенных соглашений в реестр соглашений, автоматическую передачу информации о соглашении в подсистему исполнения АС «Бюджет» для регистрации бюджетных (денежных) обязательств, уточнение соглашений с динамическим анализом изменений, сбор отчетности по соглашениям.

Осуществлена централизация IT-инфраструктуры информационных систем Депфина Югры и Депгосзаказа Югры. Это позволило:

- эффективно управлять IT-инфраструктурой в части выделения дополнительных ресурсов для оперативного развертывания и проведения испытаний, вводимых (модернизируемых) функциональных подсистем;

- оперативно выполнять требования, выставляемые единым центром обработки данных системы ГИИС УОФ «Электронный бюджет», ЕИС к консолидации ИТ-инфраструктуры;

- использовать единую систему нормативно-справочной информации и возможность перехода на единую точку входа для пользователей информационных систем Депфина Югры и Депгосзаказа Югры, являющихся функциональными подсистемами Регионального электронного бюджета;

- централизовать работы по обеспечению информационной безопасности. 

Основными приоритетами расходов бюджета автономного округа в 2018 году являются обеспечение выполнения Указов Президента Российской Федерации, в том числе по повышению реальных доходов населения, реализации приоритетных проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

По итогам 2018 года будет обеспечено достижение целевых показателей указов Президента Российской Федерации от 2012 года по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы. На указанные цели из бюджета автономного округа в 2018 году направлено более 9 млрд. рублей.

Долговая политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2018 году, как и в предыдущем периоде, направлена на решение задачи по поддержанию долговой нагрузки на бюджет автономного округа на низком уровне, что позволяет относить автономный округ к субъектам Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью.

В 2018 году новые государственные заимствования осуществляться не будут. Государственный долг сократится по сравнению с предыдущим периодом и по состоянию на 1 января 2019 года составит порядка 5,9 % от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений (по итогам 2017 года – 11,2%).

Долговая политика муниципальных образований автономного округа в 2018 году также направлена на сохранение долговых обязательств муниципальных образований на безопасном уровне.

В целом консолидированный долг и расходы на его обслуживание будут находиться в значениях ниже предельно допустимых, установленных бюджетным законодательством для государственного и муниципального долга.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра входит в десятку субъектов Российской Федерации с наименьшим уровнем долговой нагрузки.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) в 2018 году подтвердило присвоенный в 2017 году Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и выпускам облигаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры кредитный рейтинг ААА(RU), прогноз «Стабильный». Аналитики обуславливают это высоким уровнем развития региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и минимальным уровнем риска долговой нагрузки. Такой уровень рейтинга (наивысший) имеют 3 субъекта Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Югра.

В целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о бюджетном процессе, информация о деятельности Депфина Югры размещается и актуализируется в сети Интернет на официальном сайте Департамента, дающем наиболее полное представление о всех стадиях бюджетного процесса и бюджетных данных автономного округа для заинтересованных организаций и жителей округа. Депфином Югры ежегодно проводятся публичные слушания по проекту закона об исполнении бюджета и по проекту закона о бюджете автономного округа.

В разделе «Бюджет для граждан», в целях обеспечения информирования граждан в доступной форме о бюджетном процессе автономного округа опубликованы брошюры по проекту закона о бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, закону о бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, проекту закона об исполнении бюджета за 2017 год, закону об исполнении бюджета автономного округа за 2017 год. Наглядно и понятно для пользователей с различным уровнем финансовых знаний в них представлены приоритеты налоговой, бюджетной и долговой политики, условия и подходы к формированию бюджета автономного округа, планируемые и достигнутые результаты использования бюджетных средств. При этом представление и визуализация информации постоянно совершенствуются и добавляются показатели, наиболее актуальные для жителей округа.

В 2018 году Депфином Югры обеспечено размещение информации о бюджетном данных и бюджетном процессе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с порядком Министерства финансов Российской Федерации в открытом доступе по адресу http://budget.gov.ru.

На протяжении ряда лет округ входит в группу субъектов Российской Федерации: «Очень высокий уровень открытости бюджетных данных», занимая лидирующие позиции в рейтинге, проводимом Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России.

По концу года ожидается исполнение всех мероприятий государственной программы «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» и достижение всех показателей, установленных программой в пределах плановых значений.

Эффективное управление региональными финансами отмечено Минфином России присвоением округу II степени, характеризующей надлежащее качество управления региональными финансами.

Создание условий для обеспечения устойчивого и сбалансированного исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа посредством предоставления им межбюджетных трансфертов осуществляется через реализацию государственной программы автономного округа «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года».

Мероприятия государственной программы в 2018 году будут реализованы в полном объеме.

Значимым результатом ее реализации является сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и 5 наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания в 1,2 раза.

Межбюджетные трансферты из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований занимают более 35% в расходах бюджета автономного округа.

В целях создания условий для устойчивого исполнения местных бюджетов, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности, обеспечения финансированием в полном объеме социально-значимых и первоочередных расходов, в 2018 году бюджетам муниципальных образований предоставляются дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, в том числе на индексацию фонда оплаты труда работников, не подпадающих под действие Указов Президента Российской Федерации. Департаментом финансов с муниципальными образованиями заключены соглашения о мерах по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, включающих меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований. Дотация предоставляется при условии выполнения муниципальными образованиями указанных мер. При несоблюдении условий заключенных соглашений к муниципальным образованиям применяются бюджетные меры принуждения в соответствии с действующим законодательством.

Повышению эффективности использования бюджетных средств способствует внедрение в автономном округе механизмов инициативного бюджетирования.

На сегодняшний день в большей части муниципальных образований автономного округа подготовлена нормативно-правовая база для реализации практик инициативного бюджетирования, реализуются проекты на принципах инициативного бюджетирования.

Второй год подряд на принципах инициативного бюджетирования реализуется приоритетный проект по формированию современной городской среды. В большинстве муниципальных образований реализация проектов благоустройства дворовых территорий осуществляется с привлечением средств собственников помещений многоквартирных домов. Жители принимают участие в утверждении дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий, оказывают непосредственное трудовое участие в реализации проектов, осуществляют контроль за их реализацией, участвуют в приемке выполненных работ.

В 2018 году по приоритетному проекту запланировано благоустроить 73 дворовые и 77 общественных территорий.

В рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы предоставляются гранты из федерального бюджета на реализацию проектов, отобранных с участием граждан, проживающих в сельской местности.

В 2018 году за счет средств указанных грантов реализуется проект в деревне Ярки Ханты-Мансийского района «Обустройство детской игровой площадки в д.Ярки сельского поселения Шапша Ханты-Мансийского района».

Муниципальные образования автономного округа активно участвуют в федеральных конкурсах по развитию инициативного бюджетирования. В 2018 году муниципальные образования г. Сургут, г.Урай и Нефтеюганский район стали финалистами II Всероссийского конкурса реализованных проектов по инициативному бюджетированию.

Из 25 прошедших в финал конкурса заявок, 7 проектов из Югры, причем
5 из них это проекты Нефтеюганского района, и по одному, проекты городов Сургута и Урая. По итогам финального этапа Нефтеюганский район, а именно сельское поселение Салым с проектом «Современный пирс на озере Сырковый Сор» стало победителем в номинации «Самый оригинальный проект», в котором оценивалась новизна, наличие творческой составляющей в противовес типовым решениям.

Правительством автономного округа в 2018 году принято решение о предоставлении из бюджета автономного округа, начиная с 2019 года, дотаций муниципальным районам и городским округам в целях поощрения за развитие на территории муниципальных образований практик инициативного бюджетирования.

В целях стимулирования муниципальных образований к внедрению передовых технологий муниципального управления и повышению бюджетной эффективности из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований предоставляются поощрительные дотации за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании.

По результатам оценки за 2017 год, проведенной Депфином Югры в 2018 году, средняя итоговая оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа выросла на 1,4% по сравнению с итоговой оценкой
2016 года. Получателями грантов стали 10 городских округов и муниципальных районов автономного округа.

Департамент финансов автономного округа участвует в оценке муниципальных образований на региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». Деятельность муниципальных образований в указанной номинации оценивается по показателям, характеризующим качество управления бюджетными доходами, расходами и муниципальным долгом, а также характеризующим повышение уровня развития муниципально-частного партнерства, малого и среднего предпринимательства и привлечение инвестиций в экономику муниципального образования.  

В 2018 году муниципальное образование город Сургут вошел в число победителей и обладателей гранта федерального уровня в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами».

Исполнение всех мероприятий государственной программы и достижение всех установленных показателей, ожидается по концу года в пределах плановых значений.

Ожидаемая оценка исполнения бюджета автономного округа за 2018 год, в том числе в части предоставляемых межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям автономного округа, обсуждена в публичном формате со всеми муниципальными образованиями, членами Общественного совета при Депфине Югры, членами Общественной палаты Югры в ходе публичных слушаний по проекту закона о бюджете Югры на предстоящий трехлетний период.

РЕШИЛИ:

1.                      Принять к сведению информацию о предварительной оценке результатов деятельности Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год.

2.                      Отметить:

В 2018 году бюджет автономного округа планируется исполнить с профицитом, долговая нагрузка находится на низком уровне, в бюджете автономного округа сохранен резервный фонд автономного округа в объеме 5,0 млрд. рублей, обеспечены все принятые бюджетные обязательства, в том числе вытекающие из Указов Президента Российской Федерации от 2012 года.

Налоговая политика автономного округа в 2018 году, как и в предыдущие годы, направлена на сохранение и наращивание налогового потенциала региона за счет формирования благоприятного инвестиционного климата, развития отраслей экономики, совершенствования и оптимизации порядка предоставления льгот, повышения качества администрирования доходов и сокращения задолженности перед бюджетом.

Основными приоритетами расходов бюджета автономного округа в 2018 году являются обеспечение выполнения Указов Президента Российской Федерации, в том числе по повышению реальных доходов населения, реализации приоритетных проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

По итогам 2018 года будет обеспечено достижение целевых показателей указов Президента Российской Федерации от 2012 года по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.

ГОЛОСОВАЛИ:

«За» - 7.

«Против» - нет.

«Воздержались» - нет.

Решение принято единогласно.

Председатель Общественного совета

при Департаменте финансов

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры


Э.В. Лебедев                                                                

Опубликовано: 16.11.2018 12:15        Обновлено: 03.12.2018 11:21
Яндекс.Метрика