Размер:
Цвет:

2019 год

Пояснительная записка к годовому отчету о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственными финансами» за 2019 год

1. Результаты реализации государственной программы, анализ степени выполнения мероприятий государственной программы и степени достижения целевых показателей.

Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственными финансами» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 359-п (далее – государственная программа).

Ответственным исполнителем государственной программы определен Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депфин Югры), соисполнитель Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депгосзаказа Югры).

В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) целью государственной программы является повышение качества управления государственными финансами автономного округа.

Достижение цели государственной программы в 2019 году осуществлялось путем решения следующих задач:

обеспечение сбалансированности бюджета автономного округа;

эффективное управление государственным долгом автономного округа.

Реализация мероприятий государственной программы осуществлялась в рамках двух подпрограмм.

В подпрограмме I «Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» реализовывались следующие основные мероприятия:

1.1. Обеспечение деятельности органов государственной власти автономного округа в бюджетной сфере, в сфере налогов и сборов, в сфере закупок.

В рамках данного мероприятия осуществлялось материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности двух исполнительных органов государственной власти автономного округа – Депфина Югры и Депгосзаказа Югры.

На обеспечение деятельности Депфина Югры направлено 329,5 млн. рублей, что составило 99,4 % к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям, на функционирование Депгосзаказа Югры было направлено 81,4 млн. рублей, что составило 100,0 % к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

Реализованные в 2019 году приоритеты налоговой, бюджетной и долговой политики, были ориентированы на обеспечение потенциала сбалансированного развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в условиях решения ключевых задач, обозначенных Президентом Российской Федерации в качестве национальных целей развития страны в Указе от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204).

Организация исполнения бюджета автономного округа в 2019 году осуществлялась Депфином Югры в соответствии с законом автономного округа от 15 ноября 2018 года № 91-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее также – Закон о бюджете), постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2018 года №499-п «О мерах по реализации закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – меры по реализации Закона о бюджете), сводной бюджетной росписью бюджета автономного округа и кассовым планом.

Меры по реализации Закона о бюджете в 2019 году включали, в том числе реализацию плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее – План).

Информация о выполнении Плана ежеквартально рассматривалась на Комиссии по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа.

По итогам 2019 года все мероприятия Плана выполнены, целевые показатели достигнуты.

Бюджетный эффект от реализации мероприятий по росту доходов бюджета автономного округа за 2019 год составил 1 516,0 млн. рублей или в 1,9 раза больше запланированной на год суммы за счет реализации следующих мер:

- сохранение и развитие налогового потенциала автономного округа;

- заключение Соглашений о сотрудничестве с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории автономного округа;

- расширение перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

- сокращение неформальной занятости и легализации трудовых отношений;

- урегулирование и взыскание задолженности по транспортному налогу;

- управление дебиторской задолженностью;

- развитие систем автоматической фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Бюджетный эффект, фактически полученный от реализации мероприятий по оптимизации расходов бюджета автономного округа, по итогам отчетного года составил 3 465,3 млн. рублей или 121,5% к запланированному бюджетному эффекту на год. Бюджетный эффект получен за счет проведенной инвентаризации расходов бюджета автономного округа при внесении изменений в закон о бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, которые перенаправлены на расходы, связанные с реализацией мероприятий национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Жилье и городская среда».

Исполнение бюджета автономного округа в 2019 году было ориентировано на обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств автономного округа, рациональное и эффективное использование средств на реализацию региональных проектов, направленных на достижение целевых показателей национальных (федеральных) проектов.

Первоначально утвержденные параметры бюджета автономного округа на 2019 год по доходам увеличены на 61 442,9 млн. рублей, в связи с корректировкой плана по налоговым и неналоговым доходам на 37 227,0 млн. рублей, из которых 26 348,3 млн. рублей приходится на налог на прибыль организаций, что обусловлено уточнением прогноза по налогу крупнейшими налогоплательщиками автономного округа. Также на 24 216,0 млн. рублей увеличены безвозмездные поступления, из которых 20 959,8 млн. рублей приходится на иные межбюджетные трансферты, поступившие в основном из бюджета Тюменской области по заключенным соглашениям в рамках реализации программы «Сотрудничество».

Для обеспечения финансовой устойчивости бюджета автономного округа один из целевых показателей Программы предусматривает исполнение утверждённого законом о бюджете автономного округа плана по налоговым и неналоговым доходам (без учёта доходов от налога на прибыль организаций и доходов от размещения временно свободных средств) в размере не менее 95,0%.

Исполнение бюджета автономного округа по доходам за 2019 год составило 259 785,9 млн. рублей, или 103,7 % к уточненному плану на год.

Налоговых и неналоговых доходов (без учета доходов от налога на прибыль организаций и доходов от размещения временно свободных средств) поступило в бюджет автономного округа в 2019 году в сумме 132 813,7 млн. рублей. Исполнение утвержденного плана на год составило 105,1%, что говорит о достижении целевого показателя программы.

Вместе с тем, в сравнении с 2018 годом уровень доходов бюджета снизился на 0,2% в основном за счет уменьшения таких поступлений, как налог на доходы физических лиц (-6,2%), налог на имущество организаций        (-0,6%) и доходы от продажи материальных и нематериальных активов                (-89,9%).

Снижение по налогу на доходы физических лиц связано с уменьшением норматива зачисления в бюджет автономного округа с 66,0% до 64,5%, а также увеличением сумм замещения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дополнительными нормативами отчислений по данному налогу.

Отсутствие положительной динамики по налогу на имущество организаций обусловлено исключением с 2019 года движимого имущества из объектов налогообложения.

Так же в 2019 году относительно 2018 года снизились объемы реализации имущества, находящегося в собственности автономного округа (квартиры, земельные участки и иное имущество), что оказало соответствующее влияние на сумму поступлений.

В связи с дополнительно поступившими доходами скорректированы в сторону увеличения и плановые назначения по расходам на 54 532,6                            млн. рублей. На реализацию региональных проектов (с учетом реализации Плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета) в 2019 году дополнительно направлено 12 388,2 млн. рублей.

Расходы бюджета автономного округа за 2019 год исполнены в сумме 248 789,9 млн. рублей, или на 94,2% к уточненному плану на год, что сказалось на невыполнении значения целевого показателя государственной программы «исполнение расходных обязательств автономного округа за отчетный финансовый год от бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете автономного округа» - свыше 98,5%.

Низкий процент исполнения расходов бюджета автономного округа за 2019 год в основном наблюдается по расходам капитального характера, что объясняется низкими темпами строительно-монтажных работ подрядчиками (концессионерами) и изменением сроков ввода в эксплуатацию объектов образования, не освоением средств на создание генетической лаборатории на базе строящегося Перинатального центра в г.Сургут, а также отменой закупочных процедур по причине отсутствия заявок от застройщиков и сложившейся экономией по результатам конкурсных торгов по расходам на приобретение жилья.

В 2019 году округ учувствовал в реализации 11 из 12 национальных проектов, определенных в Указе № 204. В 17 государственных программах автономного округа были предусмотрены средства на реализацию 42 региональных проектов, по 21 из которых предусмотрены средства федерального бюджета.

В целом за 2019 год расходы консолидированного бюджета Югры на реализацию региональных проектов составили 25 863,3 млн. рублей, из которых 3 177,5 млн. рублей средства федерального бюджета, 18 219,8 млн. рублей средства бюджета автономного округа, 1 205,2 млн. рублей средства местных бюджетов, 3 261,8 млн. рублей поступления в рамках программы «Сотрудничество» и Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Бюджет автономного округа за 2019 год исполнен с профицитом в сумме 10 969,0 млн. рублей, при плановом дефиците 13 495,9 млн. рублей. В течение 2019 года в связи с дополнительно поступившими доходами в бюджет автономного округа в 2019 году плановый дефицит бюджета был сокращен на сумму 6 910,3 млн. рублей.

Одной из важных мер, гарантирующих стабильность и устойчивость бюджетной системы автономного округа, является принятие закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной финансовый год и плановый период, формирование которого обеспечивается Депфином Югры в рамках установленных полномочий.

Распоряжением Правительства автономного округа от 5 сентября                    2019 года №470-рп утверждены основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которые обсуждены с депутатами Думы автономного округа на депутатских слушаниях, Общественным советом при Депфине Югры и с общественностью муниципальных образований автономного округа на публичных слушаниях.

Бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов был утвержден Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.11.2019 № 75-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

В предстоящем трехлетнем периоде продолжится работа по совершенствованию уже применяемых механизмов налоговой политики с включением новых перспективных направлений.

Ключевыми приоритетами бюджетной политики в области доходов в среднесрочной перспективе продолжат оставаться: обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы автономного округа, минимизация рисков, обусловленных высокой зависимостью экономики и соответственно бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Их достижение планируется осуществлять через реализацию мероприятий по расширению доходной базы бюджета автономного округа, в том числе за счет повышения собираемости доходов и принятия дополнительных мер по изысканию финансовых резервов, а также реализацию мероприятий по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов.

Бюджетная политика в части формирования расходов бюджета в 2020-2022 годах будет направлена на решение задач и достижение национальных целей, обозначенных Президентом Российской Федерации в Указе №204, а также реализацию мер по повышению эффективности бюджетных расходов по направлениям, обозначенным в предыдущем бюджетном цикле и в Плане мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденном распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июня 2019 года № 295-рп (далее – План мероприятий).

В рамках реализации Плана мероприятий утвержден порядок проведения обзоров бюджетных расходов, целью которых является выявление неэффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач. Результаты обзоров расходов по конкретным объектам будут учитываться при составлении проекта бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период.

Утверждена методика расчета базовых бюджетных ассигнований по государственным программам автономного округа и непрограммным направлениям деятельности и оценки общего объема дополнительных бюджетных ассигнований, на основе которой сформированы проектировки расходов бюджета автономного округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

На регулярной основе осуществлялось повышение профессионального уровня специалистов, занимающихся осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в государственных и муниципальных организациях, проводились семинары и обучающие мероприятия.

Депгосзаказом Югры в мае 2019 года проведен семинар «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг. Практика применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ». Участниками семинара стали представители заказчиков автономного округа в количестве более 270 человек. На семинаре рассмотрен обзор изменений, внесенных в Федеральный закон № 44-ФЗ, а также планируемые изменения в законодательство о контрактной системе.

В сентябре 2019 года состоялся семинар «Обзор изменений Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», участниками которого стали более 300 человек.

В октябре 2019 года проведен семинар «Портал поставщиков – инструмент гарантированного доступа к госзакупкам», участниками которого стали более 100 человек. Слушатели семинара узнали, как эффективно использовать Портал поставщиков, о порядке проведения электронных процедур, которые стали обязательными для всех заказчиков с января текущего года, о нормативном регулировании проведении закупок малого объема в электронной форме, в том числе о порядке взаимодействия Единой информационной системы с электронными площадками.

В ноябре 2019 года проведен семинар «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг. Практика применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ», участниками которого стали более 250 человек. На семинаре были освещены тема реформирования контрактной системы, а также рассмотрены новые правила закупок у единственного поставщика, правила составления и описания объекта закупки и подготовка проекта контракта, его заключение и исполнение по новым правилам.

В целях обеспечения открытости и доступности для заинтересованных пользователей информации о каждом из этапов бюджетного процесса, Депфин Югры размещает и актуализирует в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Департамента бюджетные данные в соответствии с установленными для соответствующего этапа сроками, ежегодно проводятся публичные слушания по проекту закона об исполнении бюджета и по проекту закона о бюджете автономного округа.

В целях обеспечения информирования граждан в доступной форме о бюджетном процессе автономного округа в разделе «Бюджет для граждан» в 2019 году опубликованы брошюры по проекту закона об исполнении бюджета за 2018 год, закону об исполнении бюджета автономного округа за 2018 год, проекту закона о бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и по закону о бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

По уровню открытости бюджетных данных по результатам поэтапного мониторинга и оценки показателей, проводимого Научно-исследовательским финансовым институтом Министерства финансов Российской Федерации, в 2019 году округ сохраняет свои позиции в группе субъектов Российской Федерации с «очень высоким уровнем открытости бюджетных данных».

В целях выявления и распространения лучшей практики представления бюджета в доступной для граждан форме, Депфином Югры в 2019 году организован и проведен региональный этап Всероссийского конкурса проектов по представлению бюджета для граждан.

По результатам федерального этапа конкурса, проводимого Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, 3 конкурсных проекта участников, признанных победителями регионального конкурсного отбора, вошли в 5 лучших проектов (проекты Комитета по экономической политике и предпринимательству администрации Нефтеюганского района, Департамента финансов Нефтеюганского района, Комитета по финансовой и налоговой политике администрации Кондинского района).

Также в течение 2019 года в постоянном режиме размещалась и предоставлялась информация о бюджетных данных и бюджетном процессе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 243н.

В целях повышения прозрачности формирования и расходования бюджетных средств на муниципальном уровне в 2019 году осуществлялся поэтапный мониторинг уровня открытости бюджетных данных и участия граждан в бюджетном процессе в городских округах и муниципальных районах автономного округа. Результаты рейтинга муниципальных образований автономного округа по итогам 2019 года уже определены, размещены на сайте Департамента, и будут учитываться в 2020 году при распределении грантов (дотаций) на поощрение за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа.

В целях повышения заинтересованности органов исполнительной власти автономного округа в повышении качества контроля в сфере управления региональными финансами в 2019 году Депфином Югры проводился ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа (далее – ГРБС) на 1 апреля, 1 июля, на 1 октября и ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2019 года.

Доля главных администраторов бюджетных средств автономного округа, имеющих итоговую оценку качества финансового менеджмента более 80 баллов, по итогам 2019 года составила 91,9 % при плановом значении показателя 76%. Отклонение планового показателя от фактического связано с тем, что в 2019 году главными администраторами бюджетных средств автономного округа проведена активная работа по повышению качества финансового менеджмента.

1.2. Создание и развитие «Регионального электронного бюджета Югры»

Создаваемая государственная информационная система «Региональный электронный бюджет Югры» (далее – ГИС «Региональный электронный бюджет Югры») предназначена для комплексной автоматизации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений на всех этапах планирования, исполнения бюджетов субъекта и муниципальных образований, формирования и сбора бюджетной отчетности.

ГИС «Региональный электронный бюджет Югры» создается на основе существующей автоматизированной системы планирования, бухгалтерского учета и анализа исполнения бюджета «Бюджет» (далее – АС «Бюджет»), состоит из ее подсистем, модулей и интегрируется с региональной информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд автономного округа, а также с иными информационными системами.

Все системы, подсистемы и модули создаваемой ГИС «Региональный электронный бюджет Югры» будут функционировать по единой web-ориентированной технологии, позволяющей реализовать принципы однократности ввода данных, использование облачных вычислений и единство нормативно-справочной информации.

Полнофункциональный web-клиент позволяет взаимодействовать с компонентами ГИС «Региональный электронный бюджет Югры» с любого рабочего места, оснащенного подключением к Интернет, без необходимости установки дополнительного программного обеспечения. Вместе с этим обеспечивается возможность развертывания приложений на базе бесплатного программного обеспечения, получая существенную экономию на лицензиях и поддерживая курс на импортозамещение, а также стандартизируются работы по обеспечению информационной безопасности.

В 2019 году завершены работы по модернизации АС «Бюджет» в части автоматизации процесса централизованного сбора, консолидации и анализа бюджетной отчетности с применением web-технологий. В подсистеме сбора и свода отчетности «Web-консолидация» работают все государственные и муниципальные учреждения автономного округа, что позволило:

повысить качество собираемой отчетности на основе применения единых правил (стандартов) формирования и проверки отчетности;

сократить время на подготовку, представление и проверку отчетности.

Начаты работы по модернизации АС «Бюджет», направленные на развитие подсистемы исполнения и перевод процессов исполнения бюджета субъекта на использование web-технологий.

В 2019 году в рамках развития государственной информационный системы «Госзаказ» разработан и запущен в промышленную эксплуатацию программный модуль, обеспечивающий формирование и графическое представление аналитической отчетности. Данный модуль предоставляет доступ к аналитической информации по закупкам в автономном округе, предназначен для решения задач бизнес-аналитики, формирования отчетности и комплексного мониторинга закупок. В том числе, для предоставления информации по закупкам представителям малого и среднего предпринимательства.

В округе создана единая система государственных и муниципальных закупок автономного округа, которая позволяет консолидировать информацию, в едином информационном ресурсе, создав для заказчиков механизм «одного окна», а также унифицировать и распространять лучшие практики в сфере осуществления закупок в автономном округе.

В настоящее время, во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции перехода к контрактной системе в автономном округе построена смешанная модель закупочного процесса, совмещающая централизованные закупки через уполномоченный орган (Депгосзаказа Югры) и уполномоченное учреждение (казенное учреждение автономного округа «Центр лекарственного мониторинга»), а также самостоятельные закупки, проводимые заказчиками.

В условиях централизованных закупок в 2019 году проведено 5910 конкурентных закупок на сумму 39,791 млрд. рублей (или 77,3% объема проведенных конкурентных закупок).

Преобладающим способом определения поставщика по-прежнему остается электронный аукцион, доля которого составляет 96,8% от общего количества централизованных закупок.

В условиях централизованных закупок общий объем сэкономленных бюджетных средств в 2019 году составил 1,31 млрд. рублей или 3,28% от общего объема проведенных централизованных закупок.

Результатом реализации данного мероприятия является – показатель «Доля муниципальных районов и городских округов, обеспеченных возможностью доступа к компонентам «Регионального электронного бюджета Югры» в размере 100,0%. По итогам года данный показатель сложился в размере 100,0%.

В подпрограмме II «Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» реализовывались следующие основные мероприятия:

2.1.Обслуживание государственного долга автономного округа.

В целях полного и своевременного исполнения в 2019 году обязательств по обслуживанию государственного долга план по расходам на обслуживание государственного долга был утвержден в объеме 1 238,5 млн. рублей.

Исполнение расходов на обслуживание долговых обязательств автономного округа составило 1 237,2 млн. рублей или 99,9% к утвержденному плану.

2.2. Мониторинг состояния государственного долга.

Долговая политика автономного округа в 2019 году, как и в предыдущие годы, была направлена на решение задачи по поддержанию долговой нагрузки на бюджет автономного округа на безопасном уровне. В 2019 году новые государственные заимствования не осуществлялись.

Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2020 года сократился по сравнению с 1 января 2019 года на 1,4 млрд. рублей и составил 13,0 млрд. рублей или 5,7 % к доходам бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений. Размер государственного долга автономного округа сократился в результате погашения государственных облигаций автономного округа 2014 года выпуска.

Государственный долг автономного округа на 1 января 2020 года в полном объеме состоит из государственных облигационных займов.

Показатель «Отношение объема государственного долга автономного округа к общему объему доходов бюджета автономного округа (без учета объемов безвозмездных поступлений)» составил 5,7% при целевом показателе не более 50%, что соответствует высокому уровню долговой устойчивости.

2. Финансирование программных мероприятий

Кассовое исполнение по государственной программе в 2019 году за счет средств бюджета автономного округа составило 1 662,3 млн. рублей или 99,8 % к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

В рамках программы поступление средств из внебюджетных источников и средств программы «Сотрудничество» не предусмотрено.

Муниципальным образованиям автономного округа средства в рамках государственной программы не предоставлялись.

Наибольший удельный вес – 74,4 % в объеме ресурсного обеспечения государственной программы составляют расходы на реализацию подпрограммы II «Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», бюджетные ассигнования на 2019 год исполнены в сумме – 1 237,2 млн. рублей, что составляет 99,9% к уточненному плану, которые были направлены на выплату купонных доходов по государственным облигациям.

Средства подпрограммы I «Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в сумме 410,8 млн. рублей или 99,5 % к уточненному плану на год направлены на материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности двух исполнительных органов государственной власти автономного округа – Депфина Югры и Депгосзаказа Югры, а также создание и развитие компонентов Регионального электронного бюджета Югры.

Сведения о финансовых затратах на реализацию мероприятий государственной программы представлены в Таблице 1 к годовому отчету о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы.

3. Анализ факторов и рисков, повлиявших на изменение результатов реализации мероприятий государственной программы

Качество управления государственными финансами, в том числе эффективность расходов бюджета автономного округа, зависит не только от деятельности Депфина Югры, осуществляющего организацию составления и исполнения бюджета автономного округа, но и от деятельности всех участников бюджетного процесса, а также органов местного самоуправления.

Управление рисками реализации государственной программы осуществлялось на основе следующих мер:

установления верхнего предела государственного долга автономного округа;

мониторинга показателей долговой устойчивости;

мониторинга состояния муниципального долга;

общественного контроля нормирования и планирования государственных закупок;

централизации закупок.

В течение 2019 года проводилась регулярная работа по оценке ожидаемого исполнения, анализу и оценке рисков доходной части бюджета автономного округа.

В 2020 году планируется продолжить работу по оценке и прогнозированию доходной части бюджета автономного округа, в том числе с учетом поступающей оперативной информации об исполнении бюджета и изменения макроэкономических показателей.

4. Информация о мероприятиях, реализуемых на принципах проектного управления

Государственная программа не содержит мероприятий, реализуемых на принципах проектного управления.

5. Выводы с описанием изменений в бюджетной сфере, в сфере налогов и сборов, в сфере закупок

Итоги исполнения бюджета автономного округа за 2019 год характеризуются следующими показателями:

Доходы исполнены в сумме 259 758,9 млн. рублей, или на 103,7% к уточненному плану на год.

Расходы исполнены в сумме 248 789,9 млн. рублей, или на 94,2% к уточненному плану на год.

В течение 2019 года проводилась регулярная работа по оценке ожидаемого исполнения, анализу и оценке рисков доходной части бюджета автономного округа.

Профицит бюджета автономного округа сложился в сумме 10 969,0 млн. рублей.

В 2020 году планируется продолжить работу по оценке и прогнозированию доходной части бюджета автономного округа, в том числе с учетом поступающей оперативной информации об исполнении бюджета и изменения макроэкономических показателей.

Долговая политика автономного округа в 2019 году, как и в предыдущем периоде, была направлена на решение задачи по поддержанию долговой нагрузки на бюджет автономного округа на низком уровне, что позволяет относить автономный округ к субъектам Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью.

При ухудшении параметров внешнеэкономической конъюнктуры и внесении изменений в закон о бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов потребуют корректировки отдельные мероприятия государственной программы.

Итогами реализации государственной программы в 2019 году, а также в целом деятельности по осуществлению функций по реализации единой государственной политики по нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере и в сфере налогов и сборов, в сфере закупок являются результаты экспертных оценок:

- управление региональными финансами отмечено Министерством финансов Российской Федерации присвоением округу I степени, характеризующей высокое качество управления региональными финансами;

- Ханты-Мансийский автономный округ – Югра входит в десятку субъектов Российской Федерации с наименьшим уровнем долговой нагрузки;

- Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) в 2019 году подтвердило присвоенный в 2018 году Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и выпускам облигаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры кредитный рейтинг ААА(RU), прогноз «Стабильный». Аналитики обуславливают это высоким уровнем развития региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и минимальным уровнем риска долговой нагрузки;

- по оценкам консалтинговой компании PwC округ занимает пятое место среди субъектов Российской Федерации в части реализуемых полномочий в области налоговой политики;

- по результатам работы, проводимой по развитию конкуренции и повышению эффективности закупок, в 2019 году автономный округ очередной раз стал лидером Национального рейтинга прозрачности закупок, получив наивысшую оценку рейтинга «Гарантированная прозрачность» региональных государственных закупщиков и по итогам проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок 2019», вновь заняв 2 место, уступив лишь Москве.

Директор Департамента финансов                                                      В.А. Дюдина

– заместитель Губернатора

Ханты-Мансийского автономного

округа – Югры

Опубликовано: 02.03.2020 11:31        Обновлено: 20.04.2020 15:13