Размер:
Цвет:

2017 год

Пояснительная записка к годовому отчету о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном

округе Югре на 2016 2020 годы» за 2017 год

1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 415-п (ред. от 22.12.2017) (далее – государственная программа).

Ответственным исполнителем государственной программы определен Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депфин Югры), соисполнитель Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депгосзаказа Югры).

В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) целью государственной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами автономного округа.

Особенностью бюджета автономного округа на 2017 год являлось возвращение к трехлетнему планированию в соответствии с требованиями законодательства, что позволило повысить степень определенности и предсказуемость направлений реализации бюджетной политики в среднесрочной перспективе.

В целях недопущения снижения доходов регионального бюджета (за исключением влияния внешних факторов, не зависящих от региона) и роста необеспеченных расходных обязательств, поддержания долговой нагрузки на бюджет на соответствующем уровне в последние годы в основу планирования основных характеристик закладываются консервативные оценки тенденций изменения показателей прогноза социально-экономического развития Югры.

Правильность принимаемых решений в финансовой, налоговой сферах подтверждается оценкой независимых экспертов, рейтинговых агентств, Министерства финансов России, по результатам которой автономный округ на протяжении ряда лет занимает лидирующие позиции, так как на территории округа максимально в полном объеме используются полномочия, предоставленные законодательством в управлении региональными финансами и налоговой политики.

По оценкам консалтинговой компании РwС Ханты-Мансийский автономный округ – Югра входит в тройку субъектов – лидеров в части реализуемых полномочий в области налоговой политики.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) присвоило                             Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и выпускам облигаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры кредитный рейтинг ААА(RU), прогноз «Стабильный». Аналитики обуславливают это высоким уровнем развития региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и минимальным уровнем риска долговой нагрузки. Такой уровень рейтинга (наивысший) среди субъектов Российской Федерации имеется только у Москвы и Санкт-Петербурга.

Эффективное управление региональными финансами ежегодно отмечается Минфином России присвоением округу I степени, характеризующей высокое качество управления региональными финансами.

По уровню открытости бюджетных данных округ также занимает лидирующие позиции в рейтинге, составляемом Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России.

В 2017 году Ханты-Мансийский автономный округ – Югра сохранил оценку «высокая прозрачность» закупок государственных заказчиков регионального уровня по результатам национального рейтинга прозрачности закупок. Среди областей Уральского федерального округа автономный округ имеет самую высокую оценку в рейтинге закупок государственных заказчиков (для справки: Челябинская область имеет оценку «средняя прозрачность», Курганская, Свердловская и Тюменская области имеют оценку «базовая прозрачность», Ямало-Ненецкий автономный округ имеет оценку «низкая прозрачность»).

2. Реализация плана мероприятий государственной программы в 2017 году показала свою эффективность. Запланированные цели, задачи деятельности и мероприятия на 2017 год выполнены в полном объеме и все ожидаемые результаты достигнуты.

Реализация мероприятий государственной программы осуществляется в рамках трех подпрограмм.

В подпрограмме I «Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» реализовывались следующие основные мероприятия:

1.1.         Организация планирования, исполнения бюджета автономного округа и формирование отчетности о его исполнении.

В целях качественной организации планирования и исполнения бюджета автономного округа, в соответствии с Планом нормотворческой деятельности, в 2017 году Депфином Югры разработаны и утверждены необходимые правовые акты, направленные на совершенствование бюджетного законодательства автономного округа, в том числе оказывалась необходимая методическая поддержка участников бюджетного процесса.

В рамках реализации положений Федерального закона от 05.04.2013        № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) в автономном округе сформирована региональная нормативная правовая и методическая база закупок. Ежегодно в данную базу вносятся изменения в соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон № 44-ФЗ.

Для создания механизмов обоснования и определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ и перевода в электронную форму государственных закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), постановлением Правительства автономного округа от 01.12.2017 № 477-п «О методических рекомендациях по применению методов определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и о внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.02.2016 № 17-п «О региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Постановление №477-п) установлены общие правила определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для обеспечения нужд автономного округа, достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом экономности и результативности, в том числе обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере контрактной системы.

Кроме того, принятие Постановления №477-п позволяет формировать полную информацию о закупках автономного округа, включая закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, осуществлять в автоматическом режиме мониторинг закупок.

Организация исполнения бюджета автономного округа в 2017 году осуществлялась в соответствии с законом автономного округа от 17.11.2016 № 99-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», сводной бюджетной росписью бюджета автономного округа на 2017 год и кассовым планом.

В течение 2017 года внесены изменения в закон автономного округа «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 31.03.2017 №8-оз, от 30.06.2017 № 32-оз, от 28.09.2017 № 52-оз, от 08.12.2017 № 83-оз, от 20.12.2017 № 91-оз.

Для обеспечения финансовой устойчивости бюджета автономного округа один из целевых показателей Программы предусматривает исполнение утверждённого законом о бюджете автономного округа плана по налоговым и неналоговым доходам (без учёта доходов от налога на прибыль организаций и доходов от размещения временно свободных средств) в размере не менее 95,0%.

Исключение из целевого показателя поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлено его высокой волатильностью. Основными плательщиками налога являются организации нефтегазового комплекса, прибыль которых формируется от экспорта продукции, и зависит от разницы валютных курсов. Изменение курса рубля по отношению к другим мировым валютам, так же как и цена на нефть, являются макроэкономическими показателями, и на региональном уровне не прогнозируются.

По итогам 2017 года в бюджет автономного округа поступило налоговых и неналоговых доходов (без учета доходов от налога на прибыль организаций и доходов от размещения временно свободных средств) 123 405,0 млн. рублей при запланированных 120 962,7 млн. рублей. Исполнение утвержденного плана на год составляет 102,0%, что говорит о достижении целевого показателя.

Также, в целях обеспечения финансовой устойчивости и увеличения доходной части бюджета автономного округа был утвержден План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга. В План включены мероприятия, направленные на обеспечение дополнительных поступлений в бюджет автономного округа сверх утвержденных законом о бюджете и на оптимизацию расходов бюджета автономного округа.

Бюджетный эффект, полученный от реализации запланированных мероприятий по росту доходов составил 697,2 млн. рублей или 110,9% к утвержденному значению на год.

Бюджетный эффект, полученный от реализации мероприятий по оптимизации расходов бюджета автономного округа превысил на 62% запланированные годовые значения и составил 8 295,2 млн. рублей.

Размер государственного долга и расходы на его обслуживание по состоянию на 01.01.2018 года не превысили значений целевых показателей.

Формирование оперативной информации о ходе исполнения бюджета автономного округа на основе аналитической системы ключевых показателей исполнения также послужило инструментом для принятия государственных управленческих решений, обеспечения открытости и прозрачности процессов управления государственными финансами.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета автономного округа предполагает организацию исполнения бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, обеспечивающего сокращение потребности в краткосрочных заимствованиях, учет бюджетных обязательств и др. Результатом реализации данного мероприятия является – исполнение расходных обязательств автономного округа за отчетный финансовый год от бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете автономного округа, свыше 95%. По итогам года данный показатель сложился в размере 98,5%.

Все принятые бюджетные обязательства, в том числе вытекающие из Указов Президента Российской Федерации от 2012 года, исполнены.

Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, характеристика проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов были рассмотрены и одобрены распоряжением Правительством автономного округа от 18.09.2017 № 559-рп, а также в соответствии с требованиями бюджетного законодательства автономного округа рассмотрены на депутатских слушаниях.

В существующих экономических условиях ключевым стратегическим ориентиром, на достижение которого нацелены основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа в 2018-2020 годах, является обеспечение достигнутого уровня качества жизни граждан Югры, безусловное исполнение социальных обязательств, в том числе вытекающих из указов Президента Российской Федерации от 2012 года, за счет обеспечения стабильности и устойчивости экономики округа, стимулирования темпов её роста, обеспечения сбалансированности бюджетной системы автономного округа, повышения эффективности государственного управления с сохранением преемственности целей и задач, определенных в предыдущем плановом периоде.

Налоговая политика Югры в 2018 году изменит свой формат, будет строиться с учетом новых правил, то есть увеличится адресность государственной поддержки с одновременным отказом от неэффективных льгот.

Переход на более эффективную для нефтяной отрасли систему налогообложения позволит перезапустить систему льготного налогообложения в автономном округе и перенаправить средства на поддержку и развитие промышленности, а также реализацию масштабных социальных и инфраструктурных проектов.

Основные направления налоговой политики позволяют определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет ясность и устойчивость условий ведения экономической деятельности на территории Югры.

Бюджетная политика автономного округа нацелена на создание условий для стабильного и сбалансированного функционирования бюджетной системы автономного округа путем консолидации бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях, зафиксированных в государственных программах автономного округа.

Долговая политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2018-2020 годах, как и в предыдущем периоде, будет нацелена на поддержание долговой нагрузки на бюджет автономного округа на уровне, относящем округ к субъектам с высокой долговой устойчивостью.

На заседании Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принят закон от 23.11.2017 № 75-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджета автономного округа (закон автономного округа от 30.06.2017 г. №33-оз «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2016 год», распоряжения Правительства автономного округа «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» за I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2017 года) позволило оценить степень выполнения расходных обязательств автономного округа, предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, оценить финансовое состояние учреждений бюджетного сектора.

1.2. Совершенствование системы оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа.

В целях повышения заинтересованности органов исполнительной власти автономного округа в повышении качества контроля в сфере управления региональными финансами в 2017 году Депфином Югры проводился ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа (далее – ГРБС) на 1 апреля, 1 июля, на 1 октября и ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2016 года.

Годовой мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа за 2017 год проводится на основании бюджетной отчетности, сведений и документов, предоставляемых в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа.

Депфином Югры проведен мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2017 года. Средняя итоговая оценка по итогам мониторинга за 2017 год по 33 оцениваемым ГРБС составила 85,8 баллов по 100-балльной шкале, при плановом значении показателя 85,0 баллов.

1.3. Обеспечение деятельности органов государственной власти автономного округа в бюджетной сфере, в сфере налогов и сборов, в сфере закупок.

В рамках данного мероприятия осуществляется материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности двух исполнительных органов государственной власти автономного округа – Депфина Югры и Депгосзаказа Югры.

На обеспечение деятельности Депфина Югры направлено 300,6 млн. рублей, что составило 99,8 % к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям, на функционирование Депгосзаказа Югры было направлено 78,0 млн. рублей, что составило 100,0 % к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

1.4. Управление резервными средствами бюджета автономного округа. Зарезервированные средства в размере 4 501,4 млн. рублей в течении финансового года были перераспределены в государственные программы автономного округа на повышение оплаты труда отдельных категорий работников.

В подпрограмме II «Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» реализовывались следующие основные мероприятия:

2.1.Обслуживание государственного долга автономного округа.

Исполнение расходов на обслуживание долговых обязательств автономного округа составило 1 597,0 млн. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану.

Показатель «Доля расходов бюджета автономного округа на обслуживание государственного долга в объеме расходов бюджета автономного округа, за исключением средств, предоставляемых из бюджета Российской Федерации» соответствует плановому и составляет 0,8 %.

Показатель «Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга автономного округа к доходам бюджета автономного округа» составил 3,9% при плановом 4,0%. Отклонение фактического показателя от планового связанно с сокращением стоимости обслуживания рыночных заимствований в 2017 году.

Показатель «Отношение объема государственного долга автономного округа к общему объему доходов бюджета автономного округа (без учета объемов безвозмездных поступлений)» составил 11,2% при плановом 12,2%. Отклонение фактического показателя от планового связанно с отсутствием предоставленных государственных гарантий автономного округа в 2017 году.

2.2. Планирование ассигнований на погашение долговых обязательств автономного округа.

Ассигнования на погашение долговых обязательств в 2017 году планировались в составе источников финансирования дефицита бюджета автономного округа в объеме 5,3 млрд. рублей. Обязательства по погашению долговых обязательств автономного округа исполнены в отчетном году в полном объеме.

2.3. Мониторинг состояния государственного долга.

Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2018 года увеличился по сравнению с 1 января 2017 года на 1,7 млрд. рублей и составил 19,1 млрд. рублей или 11,2 % к доходам бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений. Размер государственного долга автономного округа увеличился в результате выпуска в 2017 году государственных облигаций автономного округа. Незначительное увеличение государственного долга автономного округа позволяет сохранять его уровень на низком (безопасном) уровне.

Государственный долг автономного округа на 1 января 2018 года состоит из государственных облигационных займов в объеме 17,2 млрд. рублей и бюджетных кредитов из федерального бюджета в объеме 1,9 млрд. рублей.

В подпрограмме III «Создание и развитие регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» реализовывались следующие основные программные мероприятия:

3.1. Объединение информационных систем в единую комплексную систему управления общественными финансами.

В 2017 году выполнены работы по модернизации подсистемы планирования бюджета АС «Бюджет» на основе инновационных подходов к управлению общественными финансами с применением web-технологий, предусматривающие внедрение подсистемы «Нормативно-справочной информации», программных модулей «Реестр расходных обязательств», «Планирование расходной части бюджета», «Закон о бюджете», «Государственное задание», «Государственные программы», а также работы по внедрению вышеуказанных модулей в пилотных муниципальных образованиях.

Переход на web-технологии при планировании бюджета позволит:

-     оптимизировать бюджетные расходы и повысить эффективность управления бюджетными расходами, в том числе в рамках реализации программно-целевого подхода к бюджетному планированию;

-     повысить качество планирования бюджетных средств на очередной финансовый год и плановый период благодаря применению единой методологии взаимодействия субъектов бюджетного планирования;

-     обеспечить доступ к информационной системе широкому кругу пользователей без необходимости установки специализированного дополнительного программного обеспечения за счет реализации пользовательских интерфейсов взаимодействия с использованием web-технологий;

-     повысить оперативность процесса планирования за счет использования юридически значимого электронного документооборота;

-     снизить затраты на организацию и осуществление процесса планирования бюджета за счет уменьшения трудоемкости обслуживания информационной системы, а также использования свободного программного обеспечения с открытым исходным кодом.

В модернизированной системе в 2017 году осуществлен сбор реестра расходных обязательств согласно Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 мая 2017 года № 82 «Об утверждении порядка представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации, сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации».

Внедрение подсистемы «Нормативно-справочной информации» обеспечивает в частности:

централизованное хранение, ведение, управление нормативно-справочной информацией пользователями информационных систем, обеспечивающих автоматизацию бюджетного процесса автономного округа, а также других информационных систем;

выполнение сервисных функций в комплексной автоматизации процессов управления общественными финансами всех уровней в части регистрации пользователей и разграничения прав доступа позволяющих организовать единую точку входа во все функциональные подсистемы без необходимости прохождения повторной авторизации.

В государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – информационная система «Электронный бюджет») в 2017 году проведена следующая работа:

-     продолжена работа и методологическая поддержка исполнительных органов государственной власти автономного округа по заключению в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» от имени Правительства автономного округа соглашений с федеральными органами государственной власти о предоставлении бюджету автономного округа субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;

-     обеспечена функция координатора при получении заявок от учредителей на внесение изменений (дополнений) базового перечня государственных и муниципальных услуг и работ на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) и осуществление методологической поддержки учредителей отраслевыми отделами Департамента;

-     организована методологическая поддержка муниципальных образований автономного округа по формированию заявок на внесение изменений (дополнений) базового перечня государственных и муниципальных услуг и работ на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru);

-     организована работа по формированию регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ в подсистеме планирования бюджета АС «Бюджет»;

-     осуществлен мониторинг размещения государственными учреждениями информации согласно приказу Минфина России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» на Официальном сайте для размещения информации (www.bus.gov.ru).

-              подготовлен проект приказа Депфина Югры «О назначении ответственных лиц за формирование и предоставление информации для публикации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации» в целях исполнения приказа Минфина России от 28 декабря 2016 года № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации».

В рамках контракта на выполнение работ по развитию и техническому сопровождению Государственной информационной системы «Государственный заказ» (далее – ГИС «Государственный заказ») обеспечено исполнение первого этапа работ в части разработки единого пользовательского интерфейса ГИС «Государственный заказ». Заключены пять соглашений с муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа об использовании единого пользовательского интерфейса ГИС «Государственный заказ».

Заключен и исполнен государственный контракт на выполнение работ по созданию электронной площадки для закупок малого объема в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

3.2. Обеспечение открытости и доступности для граждан и организаций информации о бюджетном процессе автономного округа.

В части повышения уровня открытости и прозрачности бюджетных данных Депфином Югры проводится работа по раскрытию информации в сфере управления государственными финансами путем ее размещения и актуализации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Департамента, дающем наиболее полное представление о всех стадиях бюджетного процесса и бюджетных данных автономного округа для заинтересованных организаций и жителей округа.

В разделе «Бюджет для граждан» в целях обеспечения информирования граждан в доступной форме о бюджетном процессе автономного округа в установленные сроки были опубликованы брошюры по проекту закона о бюджете, закону о бюджете, проекту закона об исполнении бюджета, закону об исполнении бюджета автономного округа, которые каждый год совершенствуются.

В рубрике «Открытые данные» обеспечено размещение и актуализация общедоступной информации о деятельности Департамента и подлежащих публикации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» бюджетных данных.

В 2017 году обновлен раздел «Бюджетный экран», предназначенный для раскрытия информации о расходах бюджета автономного округа в разрезе основных мероприятий государственных программ автономного округа, увязанных с достигнутыми показателями соответствующих госпрограмм, что обеспечивает большую прозрачность исполнения бюджета для жителей округа.

По предварительным результатам рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2017 год, проводимом Научно-исследовательским финансовым институтом по заказу Минфина России Ханты-Мансийский автономный округ – Югра на протяжении ряда лет входит в группу с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных (80% и более от максимально возможного количества баллов).

В целях повышения прозрачности формирования и расходования бюджетных средств на муниципальном уровне в 2017 году осуществлен мониторинг уровня открытости бюджетных данных и участия граждан в бюджетном процессе в городских округах и муниципальных районах автономного округа и выстроен рейтинг муниципальных образований автономного округа, учитываемый при распределении грантов (дотаций) на поощрение за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа.

Информационно-просветительская компания, направленная на повышение финансовой грамотности населения, проведена во всех муниципальных образованиях автономного округа. Программы проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности населения предусматривали различные тематики и форматы проведения мероприятий и рассчитывались на различные категории населения.

В автономном округе реализован механизм общественного контроля нормирования и планирования государственных закупок. На этапе нормирования закупок проекты актов, регулирующих нормирование закупок, в том числе ведомственные акты, в рамках общественного контроля проходят общественное обсуждение с обязательным размещением в Единой информационной системе в сфере закупок Российской Федерации и выносятся на рассмотрение общественного совета при исполнительных органах государственной власти автономного округа.

Помимо этого существует обязательное общественное обсуждение закупок в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого для обеспечения нужд автономного округа, либо цена контракта, заключаемого для обеспечения нужд автономного округа с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет 500 млн. рублей или более, за исключением закупок, сведения о которых составляют государственную тайну. Необходимость данного обсуждения и его результаты отражаются в плане закупок и плане-графике закупок.

Результатом реализации данных мероприятий является – показатель «Доля муниципальных образований автономного округа, обеспеченных возможностью доступа к региональному сегменту государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в размере 20%. По итогам года данный показатель сложился в размере 20,9%.

3. Кассовое исполнение по государственной программе в 2017 году за счет средств бюджета автономного округа составило 1 999,6 млн. рублей или 100,0% к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

В рамках программы средств из внебюджетных источников и средств программы «Сотрудничество» не предусмотрено.

Муниципальным образованиям автономного округа средства в рамках государственной программы не предоставляются.

Наибольший удельный вес – 79,9 % в объеме ресурсного обеспечения государственной программы составляют расходы на реализацию подпрограммы II «Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», бюджетные ассигнования на 2017 год исполнены в сумме – 1 597,0 млн. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану, которые были направлены на выплату купонного дохода по государственным облигациям.

Средства подпрограммы I «Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в сумме 378,6 млн. рублей или 99,8 % к уточненному плану на год направлены на материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности двух исполнительных органов государственной власти автономного округа – Депфина Югры и Депгосзаказа Югры.

За счет средств подпрограммы III «Создание и развитие регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в сумме 24,0 млн. рублей или 100,0 % к уточненному плану на год было осуществлено приобретение серверного оборудования для программного продукта ГИС «Государственный заказ», создание электронной площадки для закупок малого объема, разработка единого пользовательского интерфейса ГИС «Государственный заказ» и его внедрение в первой группе муниципальных образований, проведение технологических работ по модернизации подсистемы планирования бюджета АС «Бюджет» с применением web-технологий, в том числе в пилотных муниципальных образованиях.

Сведения о финансовых затратах на реализацию мероприятий государственной программы представлены в Таблице 1 к годовому отчету о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы.

4. Качество управления государственными финансами, в том числе эффективность расходов бюджета автономного округа, зависит не только от осуществляющего организацию составления и исполнения бюджета автономного округа Депфина Югры, но и от действий всех участников бюджетного процесса, а также органов местного самоуправления.

Управление рисками реализации государственной программы осуществлялось на основе следующих мер:

установления верхнего предела государственного долга автономного округа;

мониторинга показателей долговой устойчивости;

отражения в бюджете автономного округа бюджетных ассигнований на исполнение государственных гарантий;

мониторинга состояния муниципального долга;

общественного контроля нормирования и планирования государственных закупок;

централизации закупок.

В течение 2017 года проводилась регулярная работа по оценке ожидаемого исполнения, анализу и оценке рисков доходной части бюджета автономного округа.

В 2018 году планируется продолжить работу по оценке и прогнозированию доходной части бюджета автономного округа, в том числе с учетом поступающей оперативной информации об исполнении бюджета и изменения макроэкономических показателей.

5. Исполнение расходов бюджета автономного округа за 2017 год составило 98,5% к уточненному плану на год и было ориентировано на обеспечение безусловного исполнения принятых расходных обязательств автономного округа при сохранении социальной и экономической стабильности, улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, повышения эффективности расходов бюджета автономного округа при сохранении качества предоставляемых государственных услуг, повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.

Итоги исполнения бюджета автономного округа за 2017 год характеризуются следующими показателями:

Доходы исполнены в сумме 179 448,3 млн. рублей, или на 103,1% к уточненному плану на год.

Расходы исполнены в сумме 196 637,1 млн. рублей, или на 98,5% к уточненному плану на год.

Дефицит бюджета автономного округа сложился в сумме 17 188,8 млн. рублей.

Программная структура расходов консолидированного бюджета автономного округа составляет в 2017 году 98,1% в общих расходах бюджета, что на 7,2% выше предыдущего года.

Долговая политика автономного округа в 2017 году, как и в предыдущем периоде, была направлена на решение задачи по поддержанию долговой нагрузки на бюджет автономного округа на низком уровне, что позволяет относить автономный округ к субъектам Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью.

В 2017 году в рамках модернизации подсистемы планирования бюджета АС «Бюджет» с применением web-технологий внедрены программные модули «Реестр расходных обязательств», «Планирование расходной части бюджета», «Закон о бюджете», «Государственное задание», «Государственные программы», в том числе в пилотных муниципальных образованиях автономного округа, позволяющие повысить эффективность управления общественными финансами, снизить затраты на организацию и осуществление процесса планирования бюджета, за счет создания единого информационного пространства.

Создана электронная площадка для закупок малого объема товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, обеспечивающая прозрачность закупок, производимых у единственного поставщика и, соответственно, повышение заинтересованности производителей и поставщиков автономного округа в реализации своих товаров на территории округа, а также экономию бюджетных средств за счет выбора минимальной доступной цены на площадке.

В 2017 году Депгосзаказа Югры продолжил работу по достижению заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом экономности и результативности, в том числе обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере контрактной системы. Одним из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств в автономном округе является планирование закупок, в этих целях формируется план государственного заказа автономного округа, который является основой для обеспечения государственных нужд. План закупок автономного округа в 2017-2019 годы с учетом корректировки составил 49,70 млрд. рублей и увеличился на 12,8% по сравнению с 2016 годом (44,05 млрд. рублей по итогам 2016 года).

Показателем эффективности осуществления закупок является экономия бюджетных средств, в части размера снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученная в результате конкурентной борьбы участников. В 2017 году экономия бюджетных средств составила 3,49 млрд. руб. или 7,2% от начальной (максимальной) цены размещенных контрактов и увеличилась на 5,4% по отношению к 2016 году (3,3 млрд. руб.).

Одной из задач контрактной системы является увеличение конкуренции и сокращение случаев закупок у единственного поставщика. В 2017 году совокупный объем закупок у единственного поставщика в автономном округе составил 13,3% от общего объема осуществленных закупок (48,31 млрд. руб.).

В целях расширения доступа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) объем привлечения в отчетном году субподрядчиков и соисполнителей из числа СМП и СОНКО к исполнению контрактов, составил 11,47 млрд. рублей или 34,8%.

При внесении изменений в прогноз социально-экономического развития автономного округа и закон о бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, а также при реализации мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга автономного округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов потребуют корректировки отдельные мероприятия и показатели реализации государственной программы.

Опубликовано: 23.04.2018 11:20        Обновлено: 23.04.2018 11:20