Размер:
Цвет:

2016 год

Пояснительная записка к годовому отчету о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе Югре на 2016 2020 годы» за 2016 год

1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 415-п (ред. от 16.12.2016) (далее – государственная программа).

Ответственным исполнителем государственной программы определен Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депфин Югры), соисполнителей в 2016 году нет.

В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) целью государственной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами автономного округа. Достижение указанной цели осуществляется путем решения задач в рамках трех подпрограмм.

В ситуации повышенной неопределенности макроэкономических условий как в стране, так и в Югре, налоговая, бюджетная, долговая политика автономного округа должна сохранять готовность к адаптации, поддерживать надежность инструментов управления рисками, обеспечивать гарантии устойчивости бюджета к изменениям внешнеэкономической конъюнктуры.

В целях обеспечения финансовой устойчивости и увеличения доходной части бюджета автономного округа был утвержден План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга. В План включены мероприятия, направленные на обеспечение дополнительных поступлений в бюджет автономного округа сверх утвержденных законом о бюджете, на повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности автономного округа и на оптимизацию расходов бюджета автономного округа.

Бюджетный эффект от реализации мероприятий по росту доходов за 2016 год составил 564,3 млн. рублей или 130,7% от запланированного бюджетного эффекта.

Бюджетный эффект, фактически полученный от реализации намеченных мероприятий по оптимизации расходов бюджета автономного округа по итогам 2016 года, составил 17 434,5 млн. рублей, что в 2,5 раза выше плана на год.

Размер государственного долга и расходы на его обслуживание по состоянию на 1 января 2017 года не превысили установленных значений целевых показателей.

Исполнение бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016 году происходило в существенно отличающихся от ожидавшихся при составлении закона о бюджете условиях социально-экономического развития автономного округа.

Фактически средняя цена на нефть за год сложилась на уровне 41,7 долларов за баррель, что ниже, чем предусмотрено прогнозом социально-экономического развития автономного округа на 8,3 доллара, объём добычи нефти составил 239,2 млн. тонн при прогнозируемом 246,5 млн. тонн, курс доллара США, напротив, увеличился до 67,4 рублей за доллар США с 63,3 рублей.

Поскольку неустойчивость макроэкономической ситуации частично учитывалась при прогнозировании доходов бюджета автономного округа, его исполнение можно охарактеризовать, как планомерное.

Всего в бюджет автономного округа поступило доходов в сумме 197,9 млрд. рублей, что составляет 112,2% от первоначально утвержденного плана и 103,7% от уточненного плана на год. В сравнении с 2015 годом уровень доходов снизился на 30,2 млрд. рублей, или на 13,3%.

Основное поступление обеспечено налогами на прибыль и имущество организаций, а также налогом на доходы физических лиц. В совокупности их доля в общей сумме доходов составила 86,6%.

Остальные доходы в бюджете автономного округа составили 13,4%.

В автономном округе сформирована правовая основа бюджетного планирования, в соответствии с которой подготовка бюджета осуществляется в «программном» формате. Так, доля расходов бюджета автономного округа, осуществляемых в рамках государственных программ с 23,7% в 2010 году возросла до 98,9% в 2016 году. В 2017-2019 годах этот показатель достиг 99,3%, что позволяет говорить о полном переходе на «программный бюджет».

С 2016 года бюджет автономного округа формируется не только в разрезе государственных программ (подпрограмм) автономного округа, но и в разрезе основных мероприятий. Включение в структуру кода целевой статьи расходов кода основного мероприятия государственных программ автономного округа позволило обеспечить увязку бюджетных ассигнований непосредственно с основными мероприятиями и соответствующими им целевыми показателями (индикаторами), а также осуществлять мониторинг достижения целей, задач и запланированных результатов реализации государственных программ.

Одним из направлений бюджетной политики, реализованных в 2016 году, является продолжение создания условий для перехода к формированию государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.

Так, начиная с 2016 года все государственные услуги и работы предоставлялись государственными учреждениями в соответствии с ведомственными перечнями, утвержденными на основании федеральных базовых (отраслевых) перечней государственных (муниципальных) работ и услуг. При этом в течение 2016 года федеральные базовые перечни неоднократно уточнялись и дорабатывались, соответственно уточнялись и ведомственные перечни на региональном и муниципальном уровне. В том числе, в 2016 году в связи с прекращением действия начиная с 1 января 2017 года реестровых записей базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ по виду деятельности 14 «Государственные (муниципальные) услуги (работы), осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенные к иным видом деятельности» проведена работа по инвентаризации наличия таких государственных услуг (работ) и внесение изменений большинством исполнительных органов государственной власти автономного округа в свои ведомственные перечни на 2017 год, включая направление предложений о внесении изменений в базовые (отраслевые) перечни государственных (муниципальных) услуг (работ).

В 2016 году исполнительными органами государственной власти автономного округа разработаны и утверждены нормативные затраты на выполнение работ при формировании субсидий на выполнение государственного задания.

Также внесены изменения в нормативные акты, направленные на усиление контроля за выполнением государственных заданий бюджетными и автономными учреждениями, включая контроль объемов и качества предоставляемых услуг (выполняемых работ), как по итогам финансового года, так и в течение года. Это позволит своевременно корректировать объемы бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (работ).

Одной из ключевых задач бюджетной политики автономного округа является обеспечение открытости бюджетного процесса. Информация о стадиях бюджетного процесса, о плановых показателях бюджета автономного округа и его исполнении доступна для всех заинтересованных пользователей и размещается на официальном веб-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа, а также в автоматизированных информационных системах «Мониторинг Югра» и «Финансовый паспорт Уральского федерального округа», порталы которых имеют открытый доступ в сети Интернет.

В целях привлечения граждан Югры к участию в обсуждении вопросов формирования бюджета автономного округа и его исполнения действует информационный ресурс «Бюджет для граждан». Информация, размещаемая на официальном сайте www.depfin.admhmao.ru, в доступной форме знакомит граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики автономного округа, с основными характеристиками бюджета Югры и результатами его исполнения.

Результаты проделанной работы позволяют автономному округу занимать лидирующие позиции в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, проводимом Научно-исследовательским финансовым институтом совместно с Центром прикладной экономики по заказу Минфина России (по итогам 2016 года – 10 место в Российской Федерации, 1 место в Уральском федеральном округе).

2. Реализация плана мероприятий государственной программы в 2016 году показала свою эффективность. Запланированные цели, задачи деятельности и мероприятия на 2016 год выполнены в полном объеме и все ожидаемые результаты достигнуты.

Реализация мероприятий государственной программы осуществляется в рамках трех подпрограмм.

В подпрограмме I «Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» реализовывались следующие основные мероприятия:

1.1.         Организация планирования, исполнения бюджета автономного округа и формирование отчетности о его исполнении.

Разработка и утверждение необходимых правовых актов для совершенствования бюджетного законодательства автономного округа способствует качественной организации планирования и исполнения бюджета автономного округа, в том числе путем оказания методической поддержки участникам бюджетного процесса.

Для совершенствования бюджетного законодательства автономного округа в соответствии с Планом нормотворческой деятельности в 2016 году Депфином Югры были подготовлены и приняты:

- изменения в закон автономного округа «Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

- постановление Правительства автономного округа, устанавливающее меры по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;

- изменения в Порядок составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной финансовый год и плановый период и Порядок планирования бюджетных ассигнований бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной финансовый год и плановый период;

- изменения в Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и финансовом обеспечении его выполнения;

- изменения в Порядок ведения реестра расходных обязательств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- Указания о порядке применения с 2017 года перечня и кодов целевых статей расходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В 2016 году внесены изменения в постановление Правительства автономного округа от 30.04.2016 № 154-п «О порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной финансовый год и плановый период» в части изменения сроков предоставления и состава информации, необходимой при составлении проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

В 2016 году разрабатывались проекты в случаях внесения изменений в федеральное законодательство, влекущих необходимость разработки и внесения соответствующих изменений в нормативно-правовые акты автономного округа.

Так, разработан проект распоряжения Правительства автономного округа «О перечне лиц, уполномоченных на формирование, согласование и подписание от имени Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры соглашений в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»».

Также было принято решение о внесении изменения в приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 сентября 2014 года № 508-рп «О плане подготовки нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в части переноса срока разработки Бюджетного прогноза на долгосрочный период автономного округа.

В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства автономного округа от 31.07.2015 № 247-п «О Порядке разработки бюджетного прогноза Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на долгосрочный период» в 2016 году одновременно с проектом закона о бюджете автономного округа был разработан проект Бюджетного прогноза Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на долгосрочный период.

Вместе с тем, в условиях отсутствия Прогноза Социально-экономического развития Российской Федерации, скорректированного прогноза социально-экономического развития автономного округа на период до 2030 года, Бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период было принято решение о переносе срока утверждения проекта Бюджетного прогноза автономного округа на долгосрочный период на 31.12.2017 года.

Основой стабильности автономного округа является его инвестиционный климат. Для того чтобы Югра стала более инвестиционно-привлекательной, создаются благоприятные условия для организаций осуществляющих свою деятельность на территории округа, в том числе предприятиям промышленности.

Для управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, включенных в реестр в соответствии с требованиями, определенными постановлением Правительства РФ «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков», в 2016 году Законом автономного округа от 27.04.2016 № 39-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере налогообложения» установлена:

пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, сроком не более 5 лет;

льгота в виде полного освобождения от налога на имущество организаций сроком на 5 лет, при условии ведения раздельного учета имущества, расположенного в границах парка и за его пределами.

Для инвесторов, вкладывающих средства в проекты импортозамещения, Законом автономного округа от 07.09.2016 № 68-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере налогообложения» ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, для организаций – участников специальных инвестиционных контрактов снижена на 8 процентных пунктов.

В целях реализации задач, определенных налоговой политикой автономного округа на 2017-2019 годы, нацеленных на динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и изыскание дополнительных резервов доходного потенциала бюджета автономного округа и местных бюджетов Законом автономного округа от 17.11.2016 № 81-оз «О внесении изменения в статью 1 закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на 0,1412 процентных пункта повышен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, применяемый при расчете суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, что позволяет довести размер платежа до суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в среднем гражданами Российской Федерации по аналогичным профессиям в автономном округе.

Создание оптимальных условий для устойчивого экономического и социально-культурного развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обеспечивается, в том числе за счет предоставления льгот по транспортному налогу для данной категории лиц.

Законом автономного округа от 17.11.2016 № 80-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере налогообложения» (далее – Закон № 80-оз), коренным малочисленным народам Севера предоставлено полное освобождение от уплаты транспортного налога на отдельные категории транспортных средств, вместо ранее действующей нормы – 50%, а также увеличена мощность льготируемых категорий транспортных средств: снегоходов - с 50 до 60 л.с., моторных лодок – с 30 до 50 л.с.

Одновременно и для иных льготных категорий увеличена мощность льготируемых моторных лодок с 30 до 50 л.с.

С 1 января 2014 года проекты в области доступного арендного жилья освобождены от уплаты налога на имущество. Льгота предоставляется только тем инвесторам, которые не превысят официально установленную предельную стоимость найма. В 2016 году Законом № 80-оз список получателей данной льготы расширен, с 2017 года льготой могут воспользоваться и организации в отношении объектов жилищного фонда, находящихся в наемном доме социального использования.

С целью соблюдения необходимых условий по исчислению налоговой базы на основании кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимости, сформирован и утвержден приказом Департамента от 30.11.2016 № 133-о Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, содержащий 10 378 объектов недвижимости.

Разработаны и доведены до участников бюджетного процесса изменения в приказ Департамента от 04.06.2010 № 13-нп «Об утверждении порядка планирования бюджетных ассигнований бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной финансовый год и плановый период», а также Методические указания по порядку планирования бюджетных ассигнований бюджета автономного округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и о предоставлении пояснительной записки к проекту закона «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Подготовлен и утвержден приказом Департамента от 30.12.2016 39-нп порядок определения перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры муниципальным районам и городским округам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с законом № 99-оз «Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вносит проект закона о бюджете автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на рассмотрение и утверждение в Думу автономного округа не позднее 1 ноября 2016 года.

Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и характеристики проекта закона о бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов были рассмотрены и одобрены распоряжением Правительством автономного округа от 14.10.2016 № 541-рп, а также в соответствии с требованиями бюджетного законодательства автономного округа рассмотрены на депутатских слушаниях, по результатам которых приняты рекомендации Правительству автономного округа.

Проект бюджета автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов был поддержан на общественных слушаниях, которые состоялись 26 октября 2016 года.

Проект закона автономного округа «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» одобрен распоряжением Правительства автономного округа от 28.10.2016 № 564-рп и направлен в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, установленный бюджетным законодательством автономного округа.

На четвертом заседании Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры шестого созыва принят закон от 17.11.2016 № 99-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

В целях реализации закона о бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Департаментом разработано постановление «О мерах по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», которым утвержден План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга автономного округа на 2017-2019 годы.

Бюджетный эффект по доходам в 2017 году составит 0,7 млрд. рублей, в 2018 году – 0,4 млрд. рублей, в 2019 году – 0,5 млрд. рублей. В целях комплексной реализация мер, направленных на оптимизацию расходов бюджета автономного округа, повышение их эффективности планируется продолжить их инвентаризацию и получить бюджетный эффект в 2017 году в сумме 5,5 млрд. рублей, в 2018 году в сумме 5,1 млрд. рублей, в 2019 году в сумме 4,9 млрд. рублей.

В результате реализации мероприятий, которые будут направлены на сокращение уровня государственного долга автономного округа и расходов на его обслуживание, отношение государственного долга к доходам бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений не превысит в 2017 – 2019 годах 18,2%.

Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов автономного округа также рекомендовано разработать и принять аналогичные планы мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов местных бюджетов и сокращению муниципального долга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Формирование оперативной информации о ходе исполнения бюджета автономного округа на основе аналитической системы ключевых показателей исполнения также послужило инструментом для принятия государственных управленческих решений, обеспечения открытости и прозрачности процессов управления государственными финансами.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета автономного округа предполагает организацию исполнения бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, обеспечивающего сокращение потребности в краткосрочных заимствованиях, учет бюджетных обязательств и др.

Организация исполнения в 2016 году осуществлялась в соответствии с законом автономного округа от 16.11.15 № 118-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 год», сводной бюджетной росписью бюджета автономного округа на 2016 год и кассовым планом.

В течение 2016 года внесены изменения в закон автономного округа «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 год» от 27.04.2016 №34-оз, от 07.09.2016 №63-оз, от 17.11.2016 № 82-оз, от 15.12.2016 №101-оз.

Результатом реализации данного мероприятия является – исполнение расходных обязательств автономного округа за отчетный финансовый год от бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете автономного округа, свыше 95%. По итогам года данный показатель сложился в размере 98,4%.

Исполнение утверждённого законом о бюджете автономного округа плана по налоговым и неналоговым доходам (без учёта доходов от налога на прибыль организаций и доходов от размещения временно свободных средств) должно составлять не менее 95,0%, либо более 100%.

Фактически за 2016 год значение данного показателя составляет 104,5%, что свидетельствует о высоком уровне планирования доходов бюджета автономного округа. При утвержденном плане в сумме 114 475,5 млн. рублей, в бюджет автономного округа поступило 119 632,2 млн. рублей. Целевой показатель достигнут.

Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджета автономного округа (закон автономного округа от 16.06.2016 г. №48-оз «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2015 год», распоряжения Правительства автономного округа «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» за I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2016 года) позволило оценить степень выполнения расходных обязательств автономного округа, предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, оценить финансовое состояние учреждений бюджетного сектора.

1.2. Совершенствование системы оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа.

В целях повышения заинтересованности органов исполнительной власти автономного округа в повышении качества контроля в сфере управления региональными финансами в 2016 году Депфином Югры проводился ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа (далее – ГРБС) на 1 апреля, 1 июля и на 1 октября и ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2015 года. Мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2015 года направлен в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа в составе годовой отчетности об исполнении бюджета автономного округа.

Годовой мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа за 2016 год проводится на основании бюджетной отчетности, сведений и документов, предоставляемых в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа.

Депфином Югры проведен мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2016 года. Средняя итоговая оценка по итогам мониторинга за 2016 год по 34 оцениваемым ГРБС составила 86,5 балла по 100-балльной шкале. При этом доля главных администраторов бюджетных средств автономного округа, имеющих итоговую оценку качества финансового менеджмента более 80 баллов, составила 91,2%, что обусловлено улучшением качества работы отдельных ГРБС по планированию расходов, в том числе в рамках подготовки проекта закона о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и плановый период.

1.3. Обеспечение деятельности Депфина Югры.

Депфин Югры является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию в бюджетной сфере и сфере налогов и сборов.

Деятельность Депфина Югры направлена на проведение политики в рамках установленных полномочий, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования бюджетной системы автономного округа.

На обеспечение эффективного функционирования Депфина Югры направлено 268,5 млн. рублей, что составило 98,6 % к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

Результатом реализации данного мероприятия является получение высокой оценки качества управления региональными финансами в автономном округе. По результатам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами за 2015 год, проводимого Минфином России, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра отнесен к субъектам с высоким качеством управления региональными финансами.

1.4. Управление резервными средствами бюджета автономного округа.

Данное мероприятие направлено на своевременное финансирование непредвиденных расходов, в том числе для финансирования мероприятий по проведению аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Из резервного фонда Правительства автономного округа в 2016 году выделено 1 708,5 млн. рублей. Размер сформированного резервного фонда Правительства автономного округа в 2016 году не превысил 3% от первоначально утвержденного общего объема расходов бюджета автономного.

1.5. Осуществление контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета автономного округа, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета автономного округа.

Депфином Югры в рамках исполнения бюджета автономного округа осуществляется текущий контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета автономного округа, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета автономного округа.

В рамках данного мероприятия осуществляется проверка расчетных документов, представленных главными распорядителями бюджетных средств и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета и санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета автономного округа и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета автономного округа, лицевые счета которых открыты в Депфине Югры.

Исполнение бюджетных мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, составило 100%.

1.6. Осуществление контроля за соблюдением получателями бюджетных кредитов и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования.

В отчетном году Депфином Югры предоставлялись бюджетные кредиты муниципальным образованиям автономного округа в порядке и на условиях, установленных Законом о бюджете и постановлением Правительства автономного округа от 24 февраля 2010 года № 73-п «О порядке предоставления бюджетных кредитов городским округам и муниципальным районам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Всего бюджетных кредитов муниципальным образованиям автономного округа было предоставлено на сумму 680,1 млн. рублей.

Бюджетные кредиты предоставлялись для целей досрочного завоза продукции (товаров) в связи с ограниченными сроками доставки в районы автономного округа, частичного покрытия дефицитов бюджетов, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных районов и городских округов автономного округа.

В 2016 году нарушений сроков возврата бюджетных кредитов, предоставленных муниципальным образованиям автономного округа, и платы за пользование бюджетными кредитами не установлено.

Государственные гарантии в отчетном году не предоставлялись.

В подпрограмме II «Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» реализуются следующие основные мероприятия:

2.1.Обслуживание государственного долга автономного округа.

В целях полного и своевременного исполнения планируемых на 2016 год долговых обязательств финансовые затраты на обслуживание государственного долга были утверждены в объеме 3 849,5 млн. рублей.

В соответствии с внесенными изменениями в закон о бюджете автономного округа, в связи с сокращением объема государственных заимствований в 2016 году для финансирования дефицита бюджета, план по расходам на обслуживание государственного долга был уменьшен до 1 595,6 млн. рублей. Исполнение расходов на обслуживание долговых обязательств автономного округа составило 1 595,3 млн. рублей или 100,0% к уточненному плану.

Показатель «Доля расходов бюджета автономного округа на обслуживание государственного долга в объеме расходов бюджета автономного округа, за исключением средств, предоставляемых из бюджета Российской Федерации» сложился 0,8 % при плановом 0,8 %.

Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга автономного округа к доходам бюджета автономного округа составило 3,4 % при плановом 3,4 %.

В связи со сверхплановым поступлением доходов в бюджет автономного округа показатель «Отношение объема государственного долга автономного округа к общему объему доходов бюджета автономного округа (без учета объемов безвозмездных поступлений)» составил 9,2 % при плановом 10,1%.

2.2. Планирование ассигнований на погашение долговых обязательств автономного округа.

Ассигнования на погашение долговых обязательств в 2016 году планировались в составе источников финансирования дефицита бюджета автономного округа в объеме 4,9 млрд. рублей. Обязательства по погашению долговых обязательств автономного округа исполнены в отчетном году в полном объеме.

2.3. Мониторинг состояния государственного долга.

Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2017 года увеличился по сравнению с 1 января 2016 года на 2,9 млрд. рублей и составил 17,4 млрд. рублей или 9,2 % к доходам бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений. Размер государственного долга автономного округа увеличился в результате выпуска в 2016 году государственных облигаций автономного округа. Несмотря на увеличение государственного долга автономного округа его уровень находится на низком (или безопасном) уровне.

Государственный долг автономного округа на 1 января 2017 года состоит из государственных облигационных займов в объеме 15,1 млрд. рублей и бюджетных кредитов из федерального бюджета в объеме 2,3 млрд. рублей.   

В подпрограмме III «Создание и развитие регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» реализуются следующие основные программные мероприятия:

3.1. Объединение информационных систем в единую комплексную систему управления общественными финансами.

Выполнены работы по первому этапу государственного контракта, заключенного на проведение технологических работ по модернизации подсистемы планирования бюджета АС «Бюджет» с применением web-технологий, результатом которой будет обеспечено выполнение следующих задач:

-     оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности управления бюджетными расходами, в том числе в рамках реализации программно-целевого подхода к бюджетному планированию;

-     повышение качества планирования бюджетных средств на очередной финансовый год и плановый период благодаря применению единой методологии взаимодействия субъектов бюджетного планирования;

-     простота обслуживания информационной системы;

-     обеспечение доступности информационной системы для широкого круга пользователей без необходимости установки специализированного дополнительного программного обеспечения на компьютер конечного пользователя за счет реализации пользовательских интерфейсов взаимодействия с использованием web-технологий;

-     повышение оперативности процесса планирования за счет использования юридически значимого электронного документооборота;

-     снижение затрат на организацию и осуществление процесса планирования бюджета за счет уменьшения трудоемкости обслуживания информационной системы.

В целях развития юридически значимого документооборота приобретены права на использование АС «УРМ» в количестве 250 рабочих мест на условиях простой неисключительной лицензии.

В 2016 году была обеспечена интеграция информационной системы комплексной автоматизации деятельности по планированию и исполнению бюджета автономного округа АС «Бюджет» и государственной автоматизированной информационной системой Департамента государственного заказа автономного округа ГИС «Государственный заказ». При этом обеспечен контроль планов-графиков закупок, контрактов, заключенных государственными заказчиками автономного округа от лимитов бюджетных обязательств. Реализован экспорт документов исполнения в ГИС «Государственный заказ» из автоматизированной системы «УРМ» заказчика.

В государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – информационная система «Электронный бюджет») в 2016 году проведена следующая работа:

-     подготовлен проект распоряжения Правительства автономного округа «О наделении полномочиями по заключению соглашений в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»;

-     организована работа и методологическая поддержка исполнительных органов государственной власти автономного округа по подключению к компонентам системы «Электронный бюджет» в части формирования, согласования и подписания от имени Правительства автономного округа соглашений с федеральными органами государственной власти о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджету автономного округа в информационной системе «Электронный бюджет». В результате проделанной совместной работы подключено к компонентам Электронного бюджета 23 органа государственной власти автономного округа;

-     обеспечена функция координатора при получении заявок от учредителей на внесение изменений (дополнений) базового перечня государственных и муниципальных услуг и работ на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) и осуществление методологической поддержки учредителей, отраслевыми отделами Департамента;

-     проведена методологическая поддержка муниципальных образований автономного округа по формированию заявок на внесение изменений (дополнений) базового перечня государственных и муниципальных услуг и работ на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru);

-     осуществлен мониторинг размещения государственными учреждениями информации согласно приказу Минфина России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» на Официальном сайте для размещения информации.

3.2. Обеспечение открытости и доступности для граждан и организаций информации о бюджетном процессе автономного округа.

В части повышения уровня открытости и прозрачности бюджетных данных Депфином Югры проводится работа по раскрытию информации в сфере управления государственными финансами путем ее размещения и актуализации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Департамента, дающем наиболее полное представление о всех стадиях бюджетного процесса и бюджетных данных автономного округа для заинтересованных организаций и жителей округа.

В разделе «Бюджет для граждан» в целях обеспечения информирования граждан в доступной форме о бюджетном процессе автономного округа в установленные сроки были опубликованы брошюры по проекту закона о бюджете, закону о бюджете, проекту закона об исполнении бюджета, закону об исполнении бюджета автономного округа.

В рубрике «Открытые данные» обеспечено размещение и актуализация общедоступной информации о деятельности Департамента и подлежащих публикации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» бюджетных данных.

В 2016 году создан раздел «Бюджетный экран», предназначенный для раскрытия информации о расходах бюджета автономного округа в разрезе основных мероприятий государственных программ автономного округа, увязанных с достигнутыми показателями соответствующих госпрограмм, что обеспечивает большую прозрачность исполнения бюджета для жителей округа.

В декабре 2016 года при подведении итогов конкурса на лучший сайт органа государственной власти автономного округа официальный сайт Департамента набрал количество баллов, соответствующее четвертому месту.

В целях повышения прозрачности формирования и расходования бюджетных средств на муниципальном уровне впервые в 2016 году был проведен мониторинг уровня открытости бюджетных данных и участия граждан в бюджетном процессе в городских округах и муниципальных районах автономного округа и выстроен рейтинг муниципальных образований автономного округа, учитываемый при распределении грантов (дотаций) на поощрение за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа.

Информационно-просветительская компания, направленная на повышение финансовой грамотности населения, проведена во всех муниципальных образованиях автономного округа. Программы проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности населения предусматривали различные тематики и форматы проведения мероприятий и рассчитывались на различные категории населения.

Особенно большое внимание уделяется проведению мероприятий для обучающихся образовательных учреждений автономного округа, в том числе проведено более 300 бесплатных образовательных мероприятий для школьников в рамках «Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодёжи». Институтом фондового рынка и управления совместно с Роспотребнадзором и Центральным Банком Российской Федерации проведена XI «Всероссийская олимпиада по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников». В 12 муниципальных образованиях автономного округа прошла осенняя сессия проекта «Онлайн уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу». Успешно прошла во всех муниципальных образованиях Всероссийская акция «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» в рамках государственного профессионального праздника «День финансиста». Количество лиц, охваченных мероприятиями, составило 54 859 человек.

3.3. Обследование нормативно-правовой базы, информационных систем и ресурсов органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа для создания системы оперативного контроля в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок в автономном округе.

Проведение обследования нормативно-правовой базы, информационных систем и ресурсов органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с целью определения необходимости создания системы оперативного контроля в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок запланировано с 2020 года.

Результаты достижения целевых показателей государственной программы представлены в Таблице 2 к годовому отчету о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы. Запланированные показатели выполнены в полном объеме, ожидаемый результат достигнут.

3. Кассовое исполнение по государственной программе в 2016 году за счет средств бюджета автономного округа составило 1 895,1 млн. рублей или 99,3% к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

В рамках программы средств из внебюджетных источников и средств программы «Сотрудничество» не предусмотрено.

Муниципальным образованиям автономного округа средства в рамках государственной программы не предоставляются.

Наибольший удельный вес – 84,2 % в объеме ресурсного обеспечения государственной программы составляют расходы на реализацию подпрограммы II «Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», бюджетные ассигнования на 2016 год исполнены в сумме – 1 595,3 млн. рублей или 100,0 % к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям, которые были направлены на выплату купонного дохода по государственным облигациям выпуска 2014 года.

Средства подпрограммы I «Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в сумме 268,5 млн. рублей или 95,2 % к уточненному плану на год направлены на материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности исполнительного органа государственной власти автономного округа, осуществляющего функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию в бюджетной сфере, в сфере налогов и сборов. Кроме того, в данной подпрограмме предусмотрены средства резервного фонда Правительства автономного округа, которые на конец отчетного периода в сумме 9,6 млн. рублей остались не востребованными.

За счет средств подпрограммы III «Создание и развитие регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в сумме 31,3 млн. рублей или 100,0 % к уточненному плану на год, были приобретены права на использование АС «УРМ» в количестве 250 рабочих мест на условиях простой неисключительной лицензии, проведен 1 этап технологических работ по модернизации подсистемы планирования бюджета АС «Бюджет» с применением web-технологий.

Муниципальным образованиям средства в рамках программы не предоставляются.

Сведения о финансовых затратах на реализацию мероприятий государственной программы представлены в Таблице 1 к годовому отчету о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы.

4. Качество управления государственными финансами, в том числе эффективность расходов бюджета автономного округа, зависит не только от осуществляющего организацию составления и исполнения бюджета автономного округа Депфина Югры, но и от действий всех участников бюджетного процесса, а также органов местного самоуправления.

Управление рисками реализации государственной программы осуществлялось на основе следующих мер:

установления верхнего предела государственного долга автономного округа;

мониторинга показателей долговой устойчивости;

отражения в бюджете автономного округа бюджетных ассигнований на исполнение государственных гарантий;

мониторинга состояния муниципального долга.

В течение 2016 года проводилась регулярная работа по оценке ожидаемого исполнения, анализу и оценке рисков доходной части бюджета автономного округа.

В 2017 году планируется продолжить работу по оценке и прогнозированию доходной части бюджета автономного округа, в том числе с учетом поступающей оперативной информации об исполнении бюджета и изменении макроэкономических показателей.

5. Исполнение расходов бюджета автономного округа за 2016 год составило 98,4% к уточненному плану на год и было ориентировано на обеспечение безусловного исполнения принятых расходных обязательств автономного округа при сохранении социальной и экономической стабильности, улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, повышения эффективности расходов бюджета автономного округа при сохранении качества предоставляемых государственных услуг, повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.

Итоги исполнения бюджета автономного округа за 2016 год характеризуются следующими показателями:

Доходы исполнены в сумме 197 898,9 млн. рублей, или на 103,7% к уточненному плану на год.

Расходы исполнены в сумме 206 190,2 млн. рублей, или на 98,4% к уточненному плану на год.

Дефицит бюджета автономного округа сложился в сумме 8 291,3 млн. рублей.

Бюджет автономного округа на 2016 год сформирован в структуре государственных программ, что позволило повысить ответственность и заинтересованность исполнителей государственных программ в достижении результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов. Программные расходы составили 98,9% от общего объема расходов бюджета.

В целях повышения эффективности и результативности расходов бюджета автономного округа, усиления роли программного подхода к управлению бюджетными расходами с 2016 года осуществлен максимально возможный перевод непрограммных направлений деятельности органов государственной власти в государственные программы автономного округа. Помимо этого, в целях обеспечения прозрачности, обоснованности, расширения возможностей для оценки эффективности расходов на реализацию государственных программ бюджет автономного округа сформирован в новой структуре кодов целевых статей – с включением кода основного мероприятия.

При внесении изменений в прогноз социально-экономического развития автономного округа и закон о бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также при реализации мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов потребуют корректировки отдельные мероприятия и показатели реализации государственной программы.

Опубликовано: 24.10.2017 10:11        Обновлено: 24.10.2017 10:11