Размер:
Цвет:

Декабрь

Отчет о ходе реализации и эффективности мероприятий

государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе Югре на 2014 2020 годы»

за 2015 год

1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 415-п (ред. от 13.11.2015) (далее – государственная программа).

Ответственным исполнителем государственной программы определен Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депфин Югры), соисполнителей нет.

В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) целью государственной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами автономного округа. Достижение указанной цели осуществляется путем решения задач в рамках трех подпрограмм.

В ситуации повышенной неопределенности макроэкономических условий как в стране, так и в Югре, налоговая, бюджетная, долговая политика автономного округа должна сохранять готовность к адаптации, поддерживать надежность инструментов управления рисками, обеспечивать гарантии устойчивости бюджета к изменениям внешнеэкономической конъюнктуры.

В целях обеспечения финансовой устойчивости и увеличения доходной части бюджета автономного округа был утвержден План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга. В План включены мероприятия, направленные на обеспечение дополнительных поступлений в бюджет автономного округа сверх утвержденных законом о бюджете, на повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности автономного округа и на оптимизацию расходов бюджета автономного округа.

Бюджетный эффект от реализации мероприятий по росту доходов за 2015 год составил 588,0 млн. рублей или 104,9% от запланированного бюджетного эффекта.

Бюджетный эффект, фактически полученный от реализации намеченных мероприятий по оптимизации расходов бюджета автономного округа, по итогам 2015 года составил 12 559,2 млн. рублей или 128,3% от запланированного значения.

Размер государственного долга и расходы на его обслуживание по состоянию на 1 января 2016 года не превысили установленных значений целевых показателей.

Исполнение бюджета Югры в 2015 году происходило в сложных макроэкономических условиях при нестабильных текущих параметрах, которые значительно отличались от первоначально заложенных в бюджете и фактически сложившихся за 2014 год.

Так, по сравнению с 2014 годом объем добычи нефти за 2015 год уменьшился на 7,3 млн. тонн и составил 243,1 млн. тонн, средняя цена на нефть снизилась на 46,6 долларов за баррель и составила 51,0 доллар за баррель, а курс доллара наоборот увеличился на 21,8 рублей за доллар и составил 60,2 рубля за доллар.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2015 год исполнен с положительными результатами.

В бюджет автономного округа в 2015 году поступило доходов в сумме 228 148,6 млн. рублей, что на 31 129,9 млн. рублей или на 15,8% больше, чем за 2014 год. Исполнение составило 105,1% к уточненному годовому плану.

Основное поступление обеспечено налогами на прибыль и имущество организаций, а также налогом на доходы физических лиц. В совокупности их доля в общей сумме доходов составила 86,3%.

Остальные доходы в бюджете автономного округа составили 13,7%.

В автономном округе сформирована правовая основа долгосрочного бюджетного планирования, в соответствии с которой подготовка бюджета осуществляется в «программном» формате. Так, доля расходов бюджета автономного округа, формируемых на основе государственных программ с 23,7 % в 2010 году возросла до 96,8 % в 2015 году. В 2016 году этот показатель достиг 99,6 %, что позволяет говорить о полном переходе на «программный бюджет». Соотношение приоритетов социально-экономического развития и бюджетной политики синхронизировано с институтом государственных программ автономного округа. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ автономного округа осуществляется с учетом результатов их реализации за предыдущий год, а также в тесной увязке с целевыми показателями, характеризующими достижение поставленных целей государственных программ.

Одним из важнейших направлений бюджетной политики, реализованных в 2015 году, является создание условий для перехода к формированию государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.

Для реализации данной цели, в соответствии с поправками в статью 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2015 году сформировано 19 ведомственных перечней государственных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Ведомственные перечни государственных услуг и работ формируются и ведутся органами, осуществляющими полномочия учредителя, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», доступ к которой осуществляется через единый портал бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru).

Государственное задание для государственных учреждений с 2016 год формируется на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, рассчитанных с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Кроме того, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного или автономного учреждения и главные распорядители средств бюджета автономного округа, в ведении которых находятся казенные учреждения утвердили в 2015 году значения:

- нормативных затрат на оказание государственных услуг;

- базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг;

- отраслевых и территориальных корректирующих коэффициентов.

Депфин Югры в 2015 году принял участие в пилотном проекте по апробации модуля формирования и учета начислений подсистемы управления доходами государственной интеграционной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», а также обеспечил подключение к данной системе 21 сотрудника Департамента с целью исполнения полномочий финансового органа субъекта в системе «Электронный бюджет».

Одной из ключевых задач бюджетной политики автономного округа является обеспечение открытости бюджетного процесса. Информация о стадиях бюджетного процесса, о плановых показателях бюджета автономного округа и его исполнении доступна для всех заинтересованных пользователей и размещается на официальном веб-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа, а также в автоматизированных информационных системах «Мониторинг Югра» и «Финансовый паспорт Уральского федерального округа», порталы которых имеют открытый доступ в сети Интернет.

В целях привлечения граждан Югры к участию в обсуждении вопросов формирования бюджета автономного округа и его исполнения действует информационный ресурс «Бюджет для граждан». Информация, размещаемая на официальном сайте www.depfin.admhmao.ru, в доступной форме знакомит граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики автономного округа, с основными характеристиками бюджета Югры и результатами его исполнения.

По итогам рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2015 год, проводимого в рамках совместного проекта Министерства финансов РФ и Открытого Правительства «Бюджет для граждан», Ханты-Мансийский автономный округ – Югра вошел в число лидеров рейтинга по формированию бюджета для граждан.

2. Кассовое исполнение по государственной программе в 2015 году за счет средств бюджета автономного округа составило 1 876,7 млн. рублей или 99,6% к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

В рамках программы средств из внебюджетных источников и средств программы «Сотрудничество» не предусмотрено.

Муниципальным образованиям автономного округа средства в рамках государственной программы не предоставляются.

Наибольший удельный вес – 85,7 % в объеме ресурсного обеспечения государственной программы составляют расходы на реализацию подпрограммы II «Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», бюджетные ассигнования на 2015 год исполнены в сумме – 1 613,8 млн. рублей или 100,0 % к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

На реализацию подпрограммы I «Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» направлено 258,2 млн. рублей, что составляет 97,5 % к уточненному плану на год.

По подпрограмме III «Создание и развитие регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» исполнение составило 4,6 млн. рублей, что составляет 99,9 % к уточненному плану на год.

Сведения о финансовых затратах на реализацию мероприятий государственной программы представлены в Таблице 1 к Отчету о ходе исполнения комплексного плана (сетевого графика) по реализации государственной программы.

3. Реализация мероприятий государственной программы осуществляется в рамках трех подпрограмм.

Подпрограмме I «Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» соответствуют следующие задачи государственной программы:

долгосрочное бюджетное планирование;

нормативное правовое регулирование в сфере бюджетного процесса и его совершенствование;

обеспечение своевременного контроля в финансово-бюджетной сфере.

Реализация мероприятий Задачи 1 «Долгосрочное бюджетное планирование» по разработке Бюджетного прогноза автономного округа на долгосрочный период и его совершенствования осуществляется за счет средств основной деятельности Депфина Югры.

Федеральным законом от 30 сентября 2015 года № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 273-фз), и законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 октября 2015 года № 106-оз «Об особенностях составления и утверждения проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, проектов законов о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 год и о внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – закон № 106-оз) действия по разработке и внесению проекта бюджетного прогноза автономного округа на долгосрочный период одновременно с проектом закона о бюджете автономного округа на 2016 год приостановлены и будут осуществлены в следующем бюджетном цикле (при формировании бюджета автономного округа на 2017 год).

Наличие долгосрочного бюджетного прогноза, на срок 12 и более лет и оценок ключевых показателей бюджета автономного округа создаст условия для принятия обоснованных решений при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год (и на плановый период), позволит учесть их последствия с точки зрения влияния на сбалансированность бюджета будущих периодов, заблаговременно оценивать и предотвращать бюджетные риски.

Решение задачи 2 «Нормативное правовое регулирование в сфере бюджетного процесса и его совершенствование» осуществлялось посредством исполнения следующих основных мероприятий:

1.                Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере бюджетного процесса.

Разработка и утверждение необходимых правовых актов для совершенствования бюджетного законодательства автономного округа способствует качественной организации планирования и исполнения бюджета автономного округа, в том числе путем оказания методической поддержки участникам бюджетного процесса.

Для совершенствования бюджетного законодательства автономного округа в 2015 году Депфином Югры:

- внесены изменения в Порядок составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной финансовый год и плановый период и Порядок планирования бюджетных ассигнований бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной финансовый год и плановый период;

- установлены меры по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 год»;

- внесены изменения в закон автономного округа «Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

- разработан закон автономного округа «Об особенностях составления и утверждения проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, проектов законов о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 год и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

С учетом вышеназванных изменений приостановлено действие норм по составлению проекта закона о бюджете автономного округа и проектов законов о бюджете территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа в отношении планового периода, уточнены сроки подготовки, рассмотрения документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта бюджета автономного округа, и взаимодействие участников бюджетного процесса.

В связи с изменениями в бюджетной классификации расходов бюджетной системы разработаны и утверждены приказом от 28.12.2015 № 238-о Указания о порядке применения с 2016 года перечня и кодов целевых статей расходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с изменениями в статью 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденными Федеральным Законом от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ, государственное задание для учреждений на 2016 год должно формироваться на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, в связи с чем принято постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 318-п от 11 сентября 2015 года «О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и финансовом обеспечении его выполнения».

В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства автономного округа от 31 июля 2015 года № 247-п утвержден Порядок разработки бюджетного прогноза Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на долгосрочный период, определяющий правила разработки и утверждения, период действия, требования к составу и содержанию бюджетного прогноза.

Принятое изменение в постановление Правительства автономного округа от 10 февраля 2012 г. № 51-п «О порядке определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетным и автономным учреждениям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на иные цели» позволило укрупнить направления расходования субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственными учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ), утвержденные приказом Депфина Югры № 209-о от 10 декабря 2015 года.

Совершенствование бюджетного законодательства автономного округа в 2015 году осуществлялось за счет средств основной деятельности Депфина Югры.

2. Организация планирования, исполнения бюджета автономного округа и формирование отчетности об исполнении бюджета автономного округа.

В соответствии с федеральным законом № 273-фз, и законом № 106-оз Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вносит проект закона о бюджете автономного округа на 2016 год на рассмотрение и утверждение в Думу автономного округа не позднее 25 ноября 2015 года. Результатом реализации данного мероприятия является вынесенный на рассмотрение Думы автономного округа соответствующий требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации закон о бюджете автономного округа на 2016 год 6 октября 2015 года.

Кроме того, в течение 2015 года внесены изменения в закон автономного округа «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 16.04.2015 №29-оз, от 12.08.2015 №68-оз, от 27.09.2015 № 80-оз, от 16.11.2015 №117-оз, от 27.11.2015 № 124-оз.

Формирование оперативной информации о ходе исполнения бюджета автономного округа на основе аналитической системы ключевых показателей исполнения также послужило инструментом для принятия государственных управленческих решений, обеспечения открытости и прозрачности процессов управления государственными финансами.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета автономного округа предполагает организацию исполнения бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, обеспечивающего сокращение потребности в краткосрочных заимствованиях, учет бюджетных обязательств и др. Конечным результатом реализации данного мероприятия является – исполнение расходных обязательств автономного округа за отчетный финансовый год от бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете автономного округа, свыше 95%. По итогам года данный показатель сложился в размере 97,7%.

Доля бюджетных ассигнований, предусмотренных за счёт средств бюджета автономного округа в рамках государственных программ автономного округа, в общих расходах бюджета автономного округа за 2015 год сложилась в размере 96,8% при запланированных 96,4%.

В показателях непосредственных результатов значение процента отклонения фактического объема налоговых и неналоговых доходов бюджета автономного округа (без учета доходов от налога на прибыль организаций, доходов от размещения временно свободных средств бюджета автономного округа, штрафов, санкций, возмещения ущерба) за отчетный год от первоначально утвержденного плана должно составлять не более 8,0%. Фактически за 2015 год данный показатель составил 0,3%, что отражает более точное планирование доходов бюджета автономного округа. При первоначально утвержденном плане в сумме 105 970,9 млн. рублей, в бюджет автономного округа поступило 106 325,4 млн. рублей. Показатель считается выполненным, так как значение фактического показателя не превышает установленного планом значения.

В показателях конечных результатов исполнение первоначальных плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам (без учета доходов от налога на прибыль организаций, доходов от размещения временно свободных средств бюджета автономного округа, штрафов, санкций, возмещения ущерба) планировалось более или равно 100%. Фактическое исполнение составило 100,3%, что соответствует установленному значению, а показатель считается выполненным.

Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджета автономного округа (закон автономного округа от 28.05.2015 № 44-оз «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2014 год», распоряжения Правительства автономного округа «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» за I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2015 года) позволило оценить степень выполнения расходных обязательств автономного округа, предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, оценить финансовое состояние учреждений бюджетного сектора.

Доля главных распорядителей средств бюджета автономного округа и муниципальных образований автономного округа, представивших отчетность в сроки, установленные Депфином Югры, составила 100%.

3. Совершенствование системы оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа.

В целях повышения заинтересованности органов исполнительной власти автономного округа в повышении качества контроля в сфере управления региональными финансами в 2015 году Депфином Югры проводился ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа на 1 апреля, 1 июля и на 1 октября и ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2014 года. Мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2014 года направлялся в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа в составе годовой отчетности об исполнении бюджета автономного округа.

Годовой мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа за 2015 год проводится на основании бюджетной отчетности, сведений и документов, предоставляемых в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа.

Депфином Югры проведен мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2015 года. Средняя итоговая оценка по итогам мониторинга за 2015 год по 34 оцениваемым ГРБС составила 91,0 баллов по 100-балльной шкале, то есть выше запланированного на 15,0 баллов. При этом доля главных администраторов бюджетных средств автономного округа, имеющих оценку качества финансового менеджмента выше средней составила 55,8%, что выше запланированного на 0,8%, что обусловлено совершенствованием методики оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа.

4. Обеспечение эффективного функционирования Депфина Югры.

Депфин Югры является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию в бюджетной сфере.

Деятельность Депфина Югры направлена на проведение политики в рамках установленных полномочий, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования бюджетной системы автономного округа.

На обеспечение эффективного функционирования Депфина Югры направлено 258,2 млн. рублей, что составило 97,5 % к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

Результатом реализации данного мероприятия является материально-техническое обеспечение деятельности Депфина Югры в объеме, необходимом для своевременного и качественного выполнения возложенных на него полномочий, а также обеспеченность программно-техническими средствами специалистов Депфина Югры в объеме, достаточном для исполнения должностных обязанностей.

Обеспеченность программно-техническими средствами специалистов Депфина Югры составила 100%.

Доля размещенной в сети Интернет информации в общем объеме обязательной к размещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа составила 100%.

Доля юридически значимых электронных документов в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления автономного округа составила 58% при запланированных 57,5%.

5. Резерв средств на уплату налога на имущество организаций органами государственной власти автономного округа и государственными учреждениями автономного округа.

В связи с отменой с 2015 года льготы по налогу на имущество организаций были зарезервированы средства на уплату налога на имущество организаций органами государственной власти автономного округа и государственными учреждениями автономного округа, которые к концу года распределены государственным органам и государственным учреждениям автономного округа в соответствии с потребностью.

Решение задачи «Обеспечение своевременного контроля в финансово-бюджетной сфере» осуществлялось посредством реализации следующих программных мероприятий:

1. Осуществление контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета автономного округа, средствами администраторов – источников финансирования дефицита бюджета автономного округа.

Депфином Югры в рамках исполнения бюджета автономного округа осуществляется текущий контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета автономного округа, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета автономного округа.

В рамках данного мероприятия осуществляется проверка расчетных документов, представленных главными распорядителями бюджетных средств и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета и санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета автономного округа и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета автономного округа, лицевые счета которых открыты в Депфине Югры.

Исполнение бюджетных мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения составило 100%.

Количество нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере составило 3. По результатам исполнения бюджетов муниципальных образований муниципальными районами Березовский и Кондинский не соблюдены требования бюджетного законодательства в части предельного объема заимствований в отчетном году и Ханты-Мансийским районом не соблюдены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления.

2. Осуществление контроля соблюдения получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования.

В отчетном году Депфином Югры предоставлялись бюджетные кредиты муниципальным образованиям автономного округа в порядке и на условиях, установленных Законом о бюджете и постановлением Правительства автономного округа от 24 февраля 2010 года № 73-п «О порядке предоставления бюджетных кредитов городским округам и муниципальным районам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Бюджетные кредиты предоставлялись для целей досрочного завоза продукции (товаров) в связи с ограниченными сроками доставки в районы автономного округа, частичного покрытия дефицитов бюджетов, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных районов и городских округов автономного округа.

В 2015 году нарушений сроков возврата бюджетных кредитов, предоставленных муниципальным образованиям автономного округа, и платы за пользование бюджетными кредитами не установлено.

Государственные гарантии в отчетном году не представлялись.

3. Осуществление контроля в сфере закупок в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляется контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Депфина Югры.

Решение задачи «Эффективное управление государственным долгом автономного округа» подпрограммы II «Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» осуществлялось посредством реализации следующих программных мероприятий:

1.Обслуживание государственного долга автономного округа.

В целях полного и своевременного исполнения планируемых на 2015 год долговых обязательств финансовые затраты на обслуживание государственного долга были утверждены в объеме 3 122,6 млн. рублей. В соответствии с внесенными изменениями в закон о бюджете автономного округа, в связи с сокращением объема государственных заимствований в 2015 году для финансирования дефицита бюджета, план по расходам на обслуживание государственного долга был уменьшен до 1 613,8 млн. рублей. Исполнение расходов на обслуживание долговых обязательств автономного округа составило 1 613,8 млн. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану.

Плановый показатель «Доля расходов бюджета автономного округа на обслуживание государственного долга в объеме расходов бюджета автономного округа, за исключением средств, предоставляемых из бюджета Российской Федерации», установлен в размере 0,8 %, фактически данный показатель сложился в размере 0,7 %.

Показатель «Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга автономного округа к доходам бюджета автономного округа» составил 0,7 % при плановом 0,8 %. Фактический показатель сложился в меньшем размере, чем установлено программой в связи с поступлением доходов в бюджет автономного округа в отчетном году больше, чем предусмотрено планом.

В связи со сверхплановым поступлением доходов в бюджет автономного округа показатель «Отношение государственного долга автономного округа к доходам бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений» составил 6,7% при плановом 7,7%.

Объем государственного долга автономного округа по отношению к ВРП не превысил плановых значений.

2. Планирование ассигнований на погашение долговых обязательств автономного округа.

В соответствии со сроками погашения долговых обязательств автономного округа, ассигнования на погашение долговых обязательств в 2015 году не планировались.

3. Планирование ассигнований на исполнение государственных гарантий автономного округа.

Запланированные в составе источников финансирования дефицита бюджета автономного округа ассигнования на исполнение государственных гарантий автономного округа в объеме 36,3 млн. рублей не были востребованы, так как принципал своевременно и в полном объеме исполнил обязательства, обеспеченные гарантией автономного округа.

4. Мониторинг состояния муниципального долга.

Депфин Югры ежеквартально осуществлял мониторинг состояния муниципального долга городских округов и муниципальных районов автономного округа по плановым и фактическим показателям на предмет соблюдения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации. Обзор мониторинга соблюдения муниципальными районами и городскими округами требований Бюджетного Кодекса Российской Федерации ежеквартально размещается на сайте Депфина Югры.

5. Управление Резервным фондом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В 2015 году Резервный фонд автономного округа сохранен в объеме 5 000,0 млн. рублей. Резервный фонд предназначен для исполнения расходных обязательств автономного округа в случае недостаточности доходов бюджета автономного округа для финансового обеспечения расходных обязательств.

Решение задачи «Формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами» Подпрограммы III «Создание и развитие регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» осуществлялось посредством реализации следующих программных мероприятий:

1. Объединение информационных систем в единую комплексную систему управления общественными финансами.

В 2015 году в тестовом режиме была обеспечена интеграция информационной системы комплексной автоматизации деятельности по планированию и исполнению бюджета автономного округа АС «Бюджет» и автоматизированной информационной системой государственных закупок Департамента государственного заказа автономного округа АИС «Государственный заказ». При этом обеспечен контроль планов-графиков закупок государственных заказчиков автономного округа от лимитов бюджетных обязательств. Потребность в удаленных рабочих местах пользователей АС «Бюджет» обеспечена за счет приобретения права на использование программного обеспечения АС «УРМ» на 300 дополнительных рабочих мест и одного дополнительного экземпляра программного обеспечения «Сервер обмена данными» на условиях простой (неисключительной) лицензии в соответствии с лицензионным договором, заключаемым одновременно с Государственным контрактом.

В рамках данного мероприятия также был закуплен программный продукт «Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения», предназначенный для формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Программный продукт обеспечивает автоматизацию процесса формирования перечня и направления сформированного за отчетный период перечня объектов недвижимого имущества в электронной форме в налоговые органы.

В декабре 2015 года начаты работы по формированию технического задания на предпроектное обследование и внедрение первой подсистемы регионального сегмента ГИИСУОФ «Электронный бюджет» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры — подсистемы планирования расходной части бюджета автономного округа с применением веб-технологий и возможностью масштабирования на уровень муниципальных образований автономного округа.

В рамках проведения работ в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в 2015 году проведена следующая работа:

- организована работа по получению исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя (далее - учредитель) доступа к компонентам системы «Электронный бюджет» в части формирования ведомственных перечней государственных услуг и работ. В результате доступ получили 20 учредителей;

- проведена методологическая поддержка органов местного самоуправления по подключению к компонентам системы «Электронный бюджет» в части формирования ведомственных перечней муниципальных услуг и работ. В результате проделанной совместной работы подключено к компонентам Электронного бюджета 68 финансовых органов муниципальных образований, 124 учредителя муниципального уровня;

- определен перечень муниципальных образований, в которых не требуется формирование ведомственного перечня муниципальных услуг и работ;

- обеспечена функция координатора при получении заявок от учредителей на внесение изменений (дополнений) базового перечня государственных и муниципальных услуг и работ на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) и осуществление методологической поддержки учредителей, отраслевых отделов Депфина Югры;

- проведена методологическая поддержка муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по формированию заявок на внесение изменений (дополнений) базового перечня государственных и муниципальных услуг и работ на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru);

- осуществлен мониторинг формирования учредителями ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями автономного округа. По результатам данной совместной работы сформировано 19 ведомственных перечней государственных услуг и работ;

- осуществлен мониторинг формирования муниципальными образованиями ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями. На конец года сформировано муниципальными образованиями 87 таких перечней.

- размещены сведений о формировании ведомственных перечней государственных услуг и работ посредством заполнения соответствующих форм в системе мониторинга Минфина России;

- осуществлен мониторинг размещения государственными учреждениями информации согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» на Официальном сайте для размещения информации.

2. Обеспечение открытости и доступности для граждан и организаций информации о бюджетном процессе автономного округа.

Обеспечен доступ к информации о деятельности Депфина Югры путем ее размещения и актуализации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Департамента, дающем наиболее полное представление о всех стадиях бюджетного процесса и бюджетных данных автономного округа для заинтересованных организаций и жителей округа.

В разделе «Бюджет для граждан» в целях обеспечения информирования граждан в доступной форме о бюджетном процессе автономного округа в установленные сроки были опубликованы брошюры по проекту закона о бюджете, закону о бюджете, проекту закона об исполнении бюджета, закону об исполнении бюджета автономного округа. Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства отмечена эффективная и качественная работа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обеспечившего одну из лучших практик подготовки «бюджета для граждан» в 2015 году (протокол заседания  от 17 декабря 2015 г. №8).

В рубрике «Открытые данные» обеспечено размещение и актуализация общедоступной информации о деятельности Депфина Югры и о бюджетных данных, подлежащих публикации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных. В 2015 году эта рубрика пополнилась еще одним набором данных «Реестр инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в целях применения налогоплательщиками льготы по налогу на имущество организаций».

В декабре 2015 года при подведении итогов конкурса на лучший официальный сайт органа государственной власти автономного округа официальный сайт Депфина Югры набрал количество баллов, соответствующее второму месту.

Выпущено печатное издание брошюры Проект закона «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 год».

Информационно-просветительская компания, направленная на повышение финансовой грамотности населения, проведена во всех муниципальных образованиях автономного округа. Программы проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности населения предусматривали различные тематики и форматы проведения мероприятий и рассчитывались на различные категории населения. 260 образовательных учреждений были задействованы в мероприятиях, количество лиц, охваченных мероприятиями составило 49 668 человек.

Проведена «Неделя финансовой грамотности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», организованная Экспертным советом по финансовой грамотности в сфере деятельности некредитных финансовых организаций при Банке России. Мероприятия прошли в городах Нижневартовске, Лангепасе, Пыть-Яхе, Нефтеюганске, Сургуте.

Для школьников младших и средних классов были организованы познавательные игры, для старшеклассников тематические уроки, посвященные принципам планирования своих личных финансов и достижения поставленных финансовых целей. Программа для студентов включала в себя лекции на темы: «Страхование жизни», «Возможности инвестирования на фондовом рынке», «Как сделать карьеру на финансовом рынке?». Для учителей общеобразовательных учреждений представители ведущих финансовых учебных заведений провели мастер-класс организации учебных занятий по финансовой грамотности для учащихся. В рамках встреч с трудовыми коллективами в ходе «Недели финансовой грамотности» были освещены вопросы пенсионных накоплений, прав потребителей финансовых услуг, микрофинансирования.

В формате «круглых столов» прошли дискуссии, на которые приглашались представители городских властей, предпринимательского сообщества, журналисты. На этих встречах разговор шел на более профессиональном уровне, были обсуждены как ситуация на отдельных сегментах финансового рынка, так и общие перспективы экономического развития страны. В рамках «круглых столов» состоялись мастер-классы председателя Экспертного совета по финансовой грамотности при Банке России Анатолия Гавриленко.

Результаты достижения целевых показателей государственной программы представлены в Таблице 2 к Отчету о ходе исполнения комплексного плана (сетевого графика) по реализации государственной программы. Запланированные показатели выполнены в полном объеме, ожидаемый результат достигнут.

4. Соисполнителей в 2015 году нет. Муниципальным образованиям средства в рамках программы не предоставляются.

5. Строительство, реконструкция и модернизация объектов капитального строительства в рамках государственной программы не осуществляется.

6. Осуществлены закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Депфина Югры на 2015 финансовый год с начальной (максимальной) ценой контракта 37,5 млн. рублей, по результатам которых заключены контракты на сумму 35,4 млн. рублей.

По результатам процедур определения поставщика (исполнителя) сложилась экономия в размере 2,1 млн. рублей. Заключенные контракты выполнены и оплачены в сроки, согласно условий.

7. Качество управления государственными финансами, в том числе эффективность расходов бюджета автономного округа, зависит от действий всех участников бюджетного процесса, а не только Депфина Югры, осуществляющего организацию составления и исполнения бюджета автономного округа, а также органов местного самоуправления.

Управление рисками реализации государственной программы осуществлялось на основе следующих мер:

установления верхнего предела государственного долга автономного округа;

мониторинга показателей долговой устойчивости;

отражения в бюджете автономного округа бюджетных ассигнований на исполнение государственных гарантий;

мониторинга состояния муниципального долга.

В течение 2015 года проводилась регулярная работа по оценке ожидаемого исполнения, анализу и оценке рисков доходной части бюджета автономного округа.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2015 год исполнен с положительными результатами, в том числе за счет реализации утвержденного Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга.

В 2016 году планируется продолжить работу по оценке и прогнозированию доходной части бюджета автономного округа, в том числе с учетом поступающей оперативной информации об исполнении бюджета и изменении макроэкономических показателей.

8. На основании проведенных расчетов в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации государственных программ автономного округа, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 08.05.2014 № 246-рп, значение интегральной оценки составило 9,24 балла, что говорит об эффективности реализации государственной программы.

Реализация плана мероприятий государственной программы в 2015 году показала свою эффективность. Запланированные цели, задачи деятельности и мероприятия на 2015 год выполнены в полном объеме и практически все ожидаемые результаты достигнуты.

9. Исполнение расходов бюджета автономного округа за 2015 год составило 97,7% и было ориентировано на обеспечение безусловного исполнения принятых расходных обязательств автономного округа при сохранении социальной и экономической стабильности, улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, повышения эффективности расходов бюджета автономного округа при сохранении качества предоставляемых государственных услуг, повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.

Итоги исполнения бюджета автономного округа за 2015 год характеризуются следующими показателями:

Доходы исполнены в сумме 228 148,6 млн. рублей, или на 105,1% к уточненному плану на год.

Расходы исполнены в сумме 221 654,8 млн. рублей, или на 97,7% к уточненному плану на год.

Профицит бюджета автономного округа сложился в сумме 6 493,9 млн. рублей.

Бюджет автономного округа на 2015 год сформирован в структуре государственных программ, что позволило повысить ответственность и заинтересованность исполнителей государственных программ в достижении результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов. Программные расходы составили 96,8% от общего объема расходов бюджета.

В целях повышения эффективности и результативности расходов бюджета автономного округа, усиления роли программного подхода к управлению бюджетными расходами с 2016 года осуществлен максимально возможный перевод непрограммных направлений деятельности органов государственной власти в государственные программы автономного округа. Помимо этого, в целях обеспечения прозрачности, обоснованности, расширения возможностей для оценки эффективности расходов на реализацию государственных программ бюджет автономного округа сформирован в новой структуре кодов целевых статей – с включением кода основного мероприятия.

При внесении изменений в прогноз социально-экономического развития автономного округа и закон о бюджете на 2016 год, а также при реализации Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга автономного округа на 2016 год потребуют корректировки отдельные мероприятия и показатели реализации государственной программы.

Опубликовано: 24.10.2017 10:02        Обновлено: 24.10.2017 10:02