Размер:
Цвет:

2019 год

Пояснительная записка к годовому отчету о ходе реализации

и эффективности мероприятий государственной программы

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» за 2019 год

1. Результаты реализации государственной программы, анализ степени выполнения мероприятий государственной программы и степени достижения целевых показателей.

Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 октября 2018 № 360-п (далее также – государственная программа, автономный округ).

Ответственным исполнителем государственной программы является Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депфин Югры), соисполнители государственной программы: Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Целью государственной программы является содействие устойчивому исполнению бюджетов муниципальных образований автономного округа и повышению эффективности муниципального управления.

Реализация мероприятий государственной программы в 2019 году осуществлялась в рамках двух подпрограмм, каждой из которых соответствует задача государственной программы:

поддержание устойчивости исполнения местных бюджетов;

содействие повышению эффективности муниципального управления.

Инструментами реализации мероприятий государственной программы являются межбюджетные трансферты из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований, имеющие «выравнивающий», «балансирующий» и «стимулирующий» характер, а также бюджетные кредиты.

Вместе с тем, межбюджетные трансферты муниципальным образованиям автономного округа предоставляются в рамках иных государственных программ согласно отраслевой направленности, а также непрограммных направлений деятельности, и администрируются исполнительными органами государственной власти автономного округа, курирующими соответствующую отрасль.

В подпрограмме I «Выравнивание финансовых возможностей и содействие сбалансированности местных бюджетов» реализовывались следующие основные мероприятия:

1.1.    Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений.

Мероприятие направлено на создание равных условий для оказания гражданам Югры муниципальных услуг в соответствии с гарантированными стандартами качества вне зависимости от территории проживания путем выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований автономного округа.

С 2019 года в системе межбюджетных отношений произошли изменения структуры объемов предоставляемых межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, обусловленные изменением механизмов межбюджетного регулирования путем увеличения муниципальным образованиям нецелевой финансовой помощи, а также норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемого в местные бюджеты на 1,5%. Эти решения были направлены на повышение заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов местных бюджетов, а также ответственности и самостоятельности в распределении ресурсов местных бюджетов.

С учетом изменений в системе распределения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, собственные средства местных бюджетов при их планировании на 2019 год увеличились по сравнению с 2018 годом на 4,8%.

Сокращение дифференциации муниципальных образований по уровню их бюджетной обеспеченности в 2019 году обеспечено путем предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

При расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на 2019 год на основе единой для всех муниципальных образований методики, утвержденной законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 ноября 2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – закон о межбюджетных отношениях), уровень бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и 5 наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) сократился с 3,0 до 1,2 раза, что выше на 16,7% запланированного значения целевого показателя государственной программы «Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и 5 наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности» (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

В целом в 2019 году на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований было предоставлено нецелевых межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа в сумме 7 910 928,6 тыс. рублей, что составляет 99,6 % от уточненного плана на год.

Исполнение не в полном объеме сложилось в связи с применением бюджетных мер принуждения к муниципальным образованиям г. Пыть-Ях и Кондинский район в сумме 32 530,7 тыс. рублей на основании уведомлений Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем приостановления предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

В 2019 году в рамках реализации мероприятия муниципальным образованиям были предоставлены:

дотации муниципальным районам (городским округам) на выравнивание бюджетной обеспеченности, а именно дотации тем муниципальным образованиям, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания в сумме 6 165 666,3 тыс. рублей, что составило 99,5 % от уточненного плана на год;

дотации городским округам на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений для решения вопросов местного значения поселений в сумме 351 321,5 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану на год;

межбюджетные трансферты муниципальным районам для выравнивания бюджетной обеспеченности поселений, входящих в их состав, в форме субвенций на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям и субсидий на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений в общей сумме 1 393 940,8 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану на год.

1.2.    Поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня.

Мероприятие направлено на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, создание условий для устойчивого их исполнения и недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по исполнению текущих расходов местных бюджетов, содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций муниципальных образований, осуществление функций административного центра автономного округа муниципальным образованием г. Ханты-Мансийск, возмещение (компенсацию) части расходов по доставке в муниципальные образования автономного округа, отнесенные к территориям с ограниченными сроками завоза грузов, продукции (товаров), необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения.

Общий объем финансирования по мероприятию по итогам 2019 года составил 2 674 640,6 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану на год, в том числе средства бюджета автономного округа исполнены в сумме 2 668 425,5 тыс. рублей, или на 100,0% к уточненному плану на год, средства местных бюджетов в сумме 6 215,1 тыс. рублей, или на 100,0% к уточненному плану на год.

Поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов в 2019 году осуществлялось путем предоставления бюджетам муниципальных образований автономного округа дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Объем предоставленных дотаций составил 1 988 151,0 тыс. рублей.

Посредством предоставления указанных дотаций муниципальным образованиям автономного округа была оказана финансовая помощь:

на частичное обеспечение расходов, связанных с повышением оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования детей в целях недопущения снижения по автономному округу достигнутых соотношений в соответствии с Указами Президента Российской Федерации в сумме 372 796,8 тыс. рублей;

на реализацию мероприятий муниципальных программ по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений в сумме 495 908,5 тыс. рублей;

на создание площадок временного накопления твердых коммунальных отходов в сумме 295 630,9 тыс. рублей;

на финансовое обеспечение необходимых расходных обязательств при недостатке доходов местных бюджетов, сложившемся в ходе их исполнения по итогам 6 месяцев текущего финансового года в сумме 623 814,8 тыс. рублей;

на реализацию отдельных поручений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сумме 200 000,0 тыс. рублей. Средства были выделены Кондинскому району на приобретение и монтаж твердотопливной котельной 10 МВт в пгт. Междуреченский, приобретение твердотопливной котельной 4 МВт в пгт. Мортка, реконструкцию, капитальный ремонт, приобретение тепловых сетей в пгт. Междуреченский, а также капитальный ремонт, реконструкцию тепловых сетей в пгт. Мортка.

С муниципальными образованиями автономного округа заключались соглашения о мерах по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, включающих меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2019 году. Дотация предоставлялась при условии выполнения муниципальными образованиями автономного округа мер, предусмотренных соглашениями.

Ежеквартально Депфином Югры проводился мониторинг соблюдения муниципальными образованиями автономного округа условий заключенных соглашений (далее – Мониторинг).

Мониторинг за 2019 год будет проведен по результатам годовой бюджетной отчетности, предоставляемой муниципальными образованиями автономного округа в Депфин Югры.

Выполнение муниципальными образованиями автономного округа условий соглашений позволило обеспечить в полном объеме финансирование социально значимых и первоочередных расходов местных бюджетов, не допустить образование просроченной кредиторской задолженности по текущим расходам.

В рамках реализации мероприятия в 2019 году из бюджета автономного округа была предоставлена субсидия бюджету городского округа город Ханты-Мансийск на осуществление функций административного центра автономного округа в сумме 605 000,0 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану на год. Средства местного бюджета составили 6 111,1 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану на год.

Средства субсидии были направлены на софинансирование расходных обязательств г. Ханты-Мансийска по обеспечению культурной программой мероприятий и организации праздничного оформления административного центра в период проведения окружных, федеральных (общероссийских), международных мероприятий, а также расходных обязательств по созданию необходимых условий для формирования, сохранения, развития инфраструктуры и внешнего облика города в рамках функций административного центра, установленных законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 апреля 2010 года № 65-оз «О статусе административного центра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», и перечнем мероприятий, утвержденным муниципальной программой «Осуществление городом Ханты-Мансийском функций административного центра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

В 2019 году в период проведения указанных мероприятий г. Ханты-Мансийск посетило 124,3 тыс. человек (гостей), что выше запланированного значения целевого показателя государственной программы «Количество гостей административного центра в связи с проводимыми масштабными мероприятиями» на 8,6 % (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

В 2019 году муниципальным образованиям автономного округа из бюджета автономного округа также были предоставлены субсидии на содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций в сумме 10 274,5 тыс. рублей, что составляет 99,8% к уточненному плану на год. Средства местных бюджетов составили 104,0 тыс. рублей, или 99,9% к уточненному плану на год.

Средства субсидии предоставлялись муниципальным районам (включая населенные пункты, входящие в состав муниципальных районов), которые в 2019 году отмечали юбилейную дату со дня создания (образования) населенного пункта, района автономного округа, закрепленную в уставе населенного пункта, района или подтвержденную архивной справкой. В 2019 году таких населенных пунктов было 20 в 7 муниципальных районах автономного округа.

Средства субсидии были направлены на софинансирование проектов, отобранных населением данных населенных пунктов на условиях инициативного бюджетирования, в том числе на установление мобильной сцены в с.п. Мулымья Кондинского района, обустройство площади и площадки для культурного отдыха в с.п. Ларьяк Нижневартовского района и трех населенных пунктах с.п. Угут Сургутского района, с.п. Саранпауль Березовского района, в трех населенных пунктах с.п. Леуши Кондинского района, обустройство парков, скверов в с.п. Русскинская Сургутского района, с.п. Салым Нефтеюганского района, изготовление и установление, обустройство и реставрацию объектов монументального искусства (мемориалы и памятники воинам Великой Отечественной войны (павшим в годы Великой отечественной Войны), обелисков воинской славы, въездных знаков, стел, архитектурных композиций еще в девяти населенных пунктах автономного округа.

По итогам 2019 года доля населенных пунктов, районов автономного округа, в которых проведены мероприятия в связи с наступившими юбилейными датами, составила 95,2% что ниже запланированного значения целевого показателя государственной программы (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

Средства субсидии планировалось использовать в том числе на обустройство и оборудование площади в д. Сартынья Березовского района. В соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ осуществление закупки планировалось без конкурсных процедур у единственного поставщика (подрядчика), но, в связи с удаленностью и труднодоступностью населенного пункта, подрядчиков на выполнение работ найти не удалось.

При этом, необходимо отметить о не достаточном контроле со стороны администратора данной субсидии – Департамента внутренней политики автономного округа и непосредственно самого муниципального образования Березовский район за выполнением в полном объеме предоставленной из бюджета автономного округа субсидии и достижении целевого показателя.

На возмещение (компенсацию) части расходов по доставке в муниципальные образования автономного округа продукции (товаров), необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, отнесенных к территориям с ограниченными сроками завоза грузов в 2019 году шести муниципальным районам автономного округа были предоставлены иные межбюджетные трансферты в сумме 65 000,0 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану на год. Это позволило обеспечить муниципальные образования запасом каменного угля и нефтепродуктов в период навигации 2019 года.

1.3.    Повышение эффективности и результативности предоставления и использования субсидий.

Субсидии являются одной из форм государственной поддержки муниципальных образований в решении вопросов местного значения, предоставляемых им на условиях софинансирования.

Важной мерой, способствующей эффективному исполнению бюджетов муниципальных образований и повышению результативности использования межбюджетных субсидий является максимальное их распределение по муниципальным районам и городским округам автономного округа первоначально при формировании закона о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и плановый период.

В 2019 году при формировании бюджета автономного округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов обеспечено распределение всех субсидий (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе) приложениями к Закону Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 ноября 2019 года № 75-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», что позволило перевыполнить установленное значение целевого показателя государственной программы «Доля субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа, распределение которых между муниципальными образованиями автономного округа утверждено приложениями к закону о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, в общем количестве субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа, за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе» на 5,3% (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).  

В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений» (далее – Закон № 307-ФЗ) постановлением Правительства автономного округа от 6 декабря 2019 года № 475-п утверждены общие правила формирования, предоставления и предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры местным бюджетам (далее – Правила). Положения, предусмотренные Правилами будут способствовать проведению ответственной бюджетной политики муниципальными образованиями автономного округа, результативному использованию субсидий, повышению ответственности муниципальных образований за недостижение показателей результативности использования субсидий.

Также в соответствии с законом № 307-ФЗ в составе закона о бюджете автономного округа на 2020-2022 годы утвержден перечень субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов автономного округа, предоставляемых из бюджета автономного округа в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов автономного округа осуществляется на основе заключенных соглашений в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Департамента финансов автономного округа от 31 января 2019 года № 2-нп «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» с использованием автоматизированной системы планирования, бухгалтерского учета и анализа исполнения бюджета «Бюджет».

Перечисление субсидий в бюджеты муниципальных районов и городских округов осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета муниципального образования. Это позволяет обеспечить усиленный контроль за использованием межбюджетных субсидий и их предоставление «под фактическую потребность».

1.4.    Предоставление бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований автономного округа.

С целью обеспечения сбалансированности местных бюджетов, обеспечения исполнения принятых обязательств, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности в отчетном финансовом году муниципальным образованиям автономного округа была предоставлена дополнительная финансовая помощь в виде бюджетных кредитов. Предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям осуществлялось в соответствии с порядком и на условиях, установленных законом о бюджете автономного округа на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и постановлением Правительства автономного округа от 24 февраля 2010 года № 73-п «Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Бюджетные кредиты для частичного покрытия дефицитов местных бюджетов предоставлены Кондинскому и Советскому районам, городам Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Лангепас и Сургут на общую сумму 1 073,7 млн. рублей. На 1 января 2020 года из предоставленных бюджетных кредитов погашено 880,1 млн. рублей.

Бюджетный кредит для покрытия временного кассового разрыва был предоставлен городам Ханты-Мансийск и Сургут на общую сумму 400,0 млн. рублей. На 1 января 2020 года бюджетные кредиты данными муниципальными образованиями погашены в полном объеме.

В подпрограмме II «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и качества управления муниципальными финансами в муниципальных образованиях автономного округа» реализовывались следующие основные мероприятия:

2.1. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований.

Мероприятие направлено на стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа к повышению эффективности их деятельности на основе оценки динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.

В 2019 году в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» Департаментом экономического развития автономного округа, являющимся соисполнителем государственной программы, в соответствии с распоряжением Правительства автономного округа от 15 марта 2013 года № 92-рп проведена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год.

Результаты оценки нашли отражение в сводном докладе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденном распоряжением Правительства автономного округа от 26 июля 2019 года № 393-рп.

Фактическое значение целевого показателя государственной программы «Достижение коэффициента комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа» составило 0,435 ед., что соответствует запланированному значению показателя (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

По итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа 3 городским округам: Ханты-Мансийск, Мегион, Югорск и 3 муниципальным районам: Белоярский, Ханты-Мансийский, Нижневартовский, достигшим наилучших значений показателей эффективности деятельности, были предоставлены гранты в форме дотации в общей сумме 200 000,0 тыс. рублей, что составляет 100% к уточненному плану на год.

В 2019 году автономный округ стал получателем двух грантов из федерального бюджета, распределенных по результатам проведенной оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в форме:

дотаций за достижение значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2019 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года № 2875-р в сумме 1 164 969,4 тыс. рублей (далее в пункте 2.1 – дотации из федерального бюджета);

иных межбюджетных трансфертов в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», и (или) предоставлением иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поощрение муниципальных управленческих команд в сумме 79 875,3 тыс. рублей (далее -в пункте 2.1 - иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета).

Указанные средства в полном объеме были направлены в бюджеты муниципальных образований автономного округа.

Дотации из федерального бюджета были распределены по муниципальным образованиям в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 6 декабря 2019 года № 483-п «О предоставлении в 2019 году бюджетам городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры дотаций для поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, стимулирования роста налогового потенциала и качества планирования доходов в городских округах и муниципальных районах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Получателями дотации стали 10 городских округов и 8 муниципальных районов автономного округа.

По состоянию на 1 января 2020 года средства дотации были использованы в сумме 415 709,1 тыс. рублей и были направлены муниципальными образованиями на реализацию национальных проектов в сумме 216 850,8 тыс. рублей, на проведение капитальных ремонтов зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, реализующих программы общего образования в сумме 55 036,6 тыс. рублей, на предоставление субсидий организациям жилищно-коммунального комплекса на возмещение недополученных доходов при оказании услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и содержанию жилого фонда в сумме 39 776,8 тыс. рублей, на выполнение государственного задания автономными учреждениями в сумме 15 878,1 тыс. рублей, погашение долговых обязательств в сумме 15 366,3 тыс. рублей, на прочие расходы в сумме 72 800,5 тыс. рублей. Соответствующий отчет направлен в Министерство финансов Российской Федерации. Остатки неиспользованных средств дотации будут использованы муниципальными образованиями в 2020 году.

Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета распределены по 11 городским округам и 8 муниципальным районам автономного округа постановлением Правительства автономного округа от 19 декабря 2019 года № 516-п «О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетам городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на поощрение муниципальных управленческих команд в 2019 году». Средства иных межбюджетных трансфертов исполнены муниципальными образованиями в 2019 году в полном объеме.

2.2. Повышение качества управления муниципальными финансами.

Мероприятие направлено на создание стимулов к внедрению передовых технологий в управлении муниципальными финансами.

Мониторинг и оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 18 марта 2011 № 65-п «О порядке проведения мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – оценка качества управления).

Оценка качества управления проводилась по 6 направлениям, характеризующим аспекты управления муниципальными финансами: планирование бюджета, исполнение бюджета, долговая политика, оказание муниципальных услуг (выполнение работ), открытость бюджетного процесса, выполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

По результатам оценки качества управления за 2018 год, проведенной Депфином Югры в 2019 году, средняя итоговая оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа выросла на 1,1% по сравнению с итоговой оценкой 2017 года, и составила 90 баллов, что выше запланированного значения целевого показателя государственной программы на 1,1% (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

Также, в 2019 году в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 2 августа 2019 года № 249-п «О распределении в 2019 году бюджетам городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры дотаций в целях стимулирования роста налогового потенциала и качества планирования доходов» все муниципальные образования автономного округа были поощрены грантами в форме дотаций за обеспечение роста налогового потенциала и качество планирования доходов местных бюджетов в 2018 году. Общая сумма дотаций, предоставленная из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований составила 100 000,0 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану на год.

2.3. Стимулирование развития практик инициативного бюджетирования.

Впервые в 2019 году, по результатам оценки проводимой Депфином Югры в соответствии с Порядком проведения оценки деятельности органов местного самоуправления по развитию практик инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и распределения дотаций муниципальным районам и городским округам практик инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 5 муниципальным районам и 5 городским округам были предоставлены гранты за развитие на территории муниципальных образований практик инициативного бюджетирования. Оценка проводилась на основании данных муниципальных образований за 2018 год и включала в себя анализ таких индикаторов, как количество проектов инициативного бюджетирования, реализованных в муниципальном образовании автономного округа за счет средств местного бюджета, наличие нефинансового вклада граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в реализации проектов, уровень софинансирования проектов инициативного бюджетирования со стороны граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и другие.

В целом в 2018 году на территории автономного округа за счет средств местных бюджетов муниципальных образований было реализовано 90 проектов инициативного бюджетирования на сумму 98,9 млн. рублей. Наибольшее количество проектов реализовано в Нефтеюганском районе (21 проект), г. Нижневартовске (15 проектов) и г. Ханты-Мансийске (11 проектов).

Уровень софинансирования проектов инициативного бюджетирования со стороны граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением проектов, реализованных с привлечением средств федерального бюджета, средств бюджета автономного округа составил 5,7%, что выше запланированного значения целевого показателя государственной программы на 14,0% (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке)

2.      Финансирование программных мероприятий.

Сведения о финансовых затратах на реализацию государственной программы представлены в таблице 1 приложения к пояснительной записке.

Объем финансирования по государственной программе на 2019 год первоначально утверждён постановлением в сумме 10 710 328,2 тыс. рублей, в том числе средства бюджета автономного округа составляли 10 705 677,6 тыс. рублей, средства местных бюджетов – 4 650,6 тыс. рублей.

Вместе с тем, в законе о бюджете автономного округа на 2019-2021 годы, первоначально утвержденный объем на реализацию государственной программы за счет средств бюджета автономного округа составил 9 995 808,3 тыс. рублей.

Несоответствие объемов расходов на реализацию государственной программы, утвержденных постановлением и законом о бюджете автономного округа на 2019 – 2021 годы объясняется поздним принятием (после принятия постановления) муниципальным образованием Советский район решения о полной замене дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на 2019-2021 годы дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц (Решение Думы Советского района от 16 октября 2018 года № 219/НПА), что повлекло уменьшение параметров доходов и расходов бюджета автономного округа на 2019-2021 годы.

В процессе исполнения бюджета автономного округа объем финансирования по государственной программе в целом был увеличен на сумму 2 362 511,3 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета увеличены на 79 875,3 тыс. рублей, средства бюджета автономного округа на 2 281 071,4 тыс. рублей, средства местных бюджетов на 1 564,6 тыс. рублей.

Уточненный план на год по государственной программе сложился в сумме 12 362 970,2 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

средства федерального бюджета в сумме 79 875,3 тыс. рублей;

средства бюджета автономного округа в сумме 12 276 879,7 тыс. рублей;

средства местных бюджетов в сумме 6 215,2 тыс. рублей.

За 2019 год расходы по государственной программе исполнены в сумме 12 330 413,9 тыс. рублей, что составляет 99,7% к уточненному плану на год, в том числе:

средства федерального бюджета исполнены в сумме 79 875,3 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану на год;

средства бюджета автономного округа исполнены в сумме 12 244 323,5 тыс. рублей, что составляет 99,7% к уточненному плану на год;

средства местных бюджетов исполнены в сумме 6 215,1 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану на год.

На реализацию подпрограммы I «Выравнивание финансовых возможностей и содействие сбалансированности местных бюджетов» направлено 10 585 569,2 тыс. рублей или 85,8% в объеме ресурсного обеспечения государственной программы. Исполнение по подпрограмме за 2019 год составило 99,7% к уточненному плану на год. Средства бюджета автономного округа исполнены в сумме 10 579 354,1 тыс. рублей, или на 100,0% к уточненному плану на год, средства местных бюджетов в сумме 6 215,1 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану на год.

По подпрограмме II «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и качества управления муниципальными финансами в муниципальных образованиях автономного округа» исполнение за 2019 год составило 1 744 844,7 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану на год, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета в сумме 1 244 844,7 тыс. рублей.

3. Анализ факторов и рисков, повлиявших на изменение результатов реализации мероприятий государственной программы.

На целевые показатели результативности государственной программы оказывали влияние иные государственные программы автономного округа, направления которых связаны с предоставлением субсидий из бюджета автономного округа, администрируемых исполнительными органами государственной власти автономного округа.

Обеспечение достижения отдельных результатов государственной программы также зависело от деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, являющихся соисполнителя государственной программы и участия муниципальных образований в ее реализации.

Так, в связи с не достаточным контролем со стороны Департамента внутренней политики автономного округа и муниципального образования Березовский район за исполнением средств субсидии на развитие исторических и иных местных традиций предоставленной из бюджета автономного округа не достигнут целевой показатель государственной программы «Доля населенных пунктов, районов автономного округа, в которых проведены мероприятия в связи с наступившими юбилейными датами».

4. Информация о мероприятиях, реализуемых на принципах проектного управления.

Мероприятия государственной программы не предусматривают реализацию проектов и портфелей проектов, в том числе реализацию приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации.

5. Выводы с описанием изменений в сфере межбюджетных отношений.

В 2019 году задачи, поставленные государственной программой в целом решены. Их решение обеспечено за счет за совершенствования механизмов предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований, сокращения дифференциации муниципальных образований по уровню их бюджетной обеспеченности путем предоставлениям им дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, поддержания устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований путем предоставления дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов и бюджетных кредитов, стимулирования органов местного самоуправления муниципальных образований к повышению эффективности муниципального управления путем предоставления им грантовой поддержки.

В 2019 году сокращен разрыв бюджетной обеспеченности после выравнивания с 3,0 до 1,2 раз, средняя итоговая оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа по итогам 2018 года составила 90,0 баллов, что на 1,1% выше аналогичного периода прошлого года.

Бюджеты муниципальных образований за 2019 год в целом исполнены с дефицитом в размере 3 813 250,3 тыс. рублей, при этом 10 муниципальных образований исполнили бюджет с профицитом.

В 2020 году будет продолжена реализация комплекса мер, направленных на:

обеспечение устойчивости и сбалансированности местных бюджетов путем расширения доходной базы муниципальных образований;

переориентацию и приоритизацию направлений предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета автономного округа;

повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа;

применение уровня расчётной бюджетной обеспеченности муниципального образования при определении объёма софинансирования из бюджета автономного округа расходного обязательства муниципального образования;

оздоровление муниципальных финансов;

укрепление финансовой дисциплины органов местного самоуправления;

стимулирование органов местного самоуправления к обеспечению открытости и прозрачности муниципальных финансов, использованию механизмов участия населения в бюджетном процессе.

Доходы местных бюджетов 2019 году исполнены к первоначальному плану на 114,4%, в том числе налоговые и неналоговые доходы на 106,4%. Темп роста доходов к соответствующему периоду 2018 года составил 101,5 %, темп роста налоговых и неналоговых доходов к соответствующему периоду 2018 года составил 114,2 %.

Расходы местных бюджетов исполнены на 115,0% к первоначально запланированным показателям. Темп роста расходов к аналогичному периоду прошлого года составил 107,4%. Социально-значимые расходы бюджетов муниципальных образований профинансированы в 2019 году в полном объеме.

Во всех муниципальных образованиях автономного округа отсутствует просроченная кредиторская задолженность по расходам местного бюджета.


Опубликовано: 02.03.2020 11:08        Обновлено: 02.03.2020 11:08