Размер:
Цвет:

2018 год

Пояснительная записка к годовому отчету о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года» за 2018 год

1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 416-п (далее также – государственная программа, автономный округ).

Ответственным исполнителем государственной программы является Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депфин Югры), соисполнители государственной программы: Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Целью государственной программы является содействие устойчивому исполнению бюджетов муниципальных образований автономного округа и повышению эффективности муниципального управления.

Реализация мероприятий государственной программы в 2018 году осуществлялась в рамках трех подпрограмм, каждой из которых соответствует задача государственной программы:

1. совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа;

2. поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа;

3. содействие повышению качества управления муниципальными финансами и эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Инструментами реализации мероприятий государственной программы являются межбюджетные трансферты из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований, имеющие «выравнивающий», «балансирующий» и «стимулирующий» характер, а также бюджетные кредиты.

Реализация подпрограммы I «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа» осуществлялась посредством выполнения следующих основных мероприятий:

1)           Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений.

Мероприятие направлено на создание равных условий для оказания гражданам Югры муниципальных услуг в соответствии с гарантированными стандартами качества вне зависимости от территории проживания путем выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований автономного округа.

Результатом реализации мероприятия является сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и 5 наименее обеспеченными муниципальными образованиями автономного округа.

При расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на 2018 год уровень бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и 5 наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) сократился с 3,1 до 1,4 раза, что соответствует значению целевого показателя результативности государственной программы (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

В 2018 году в целях достижения показателя результативности государственной программы из бюджета автономного округа были предоставлены:

- дотации муниципальным районам (городским округам) на выравнивание бюджетной обеспеченности, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания;

- дотации городским округам на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений для решения вопросов местного значения;

- межбюджетные трансферты муниципальным районам в форме субвенций на исполнение государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям и субсидий на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений.

Общий объем «выравнивающих» межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальным образованиям из бюджета автономного округа в 2018 году в рамках реализации указанного мероприятия составил 7 133 770,0 тыс. рублей, что соответствует уточненному плану на год.

2. Повышение эффективности и результативности предоставления и использования субсидий.

Субсидии являются одной из форм государственной поддержки муниципальных образований в решении вопросов местного значения, предоставляемых на условиях софинансирования.

Максимальное распределение субсидий между муниципальными образованиями законом о бюджете автономного округа способствует их эффективному и результативному использованию на уровне муниципальных образований.

В 2018 году при формировании бюджета автономного округа на 2019-2021 годы 100,0% от общего количества межбюджетных субсидий распределено между муниципальными образованиями приложениями к закону бюджете автономного округа.

Фактическое значение целевого показателя государственной программы «Доля субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа, распределение которых между муниципальными образованиями автономного округа утверждено приложениями к закону о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, в общем количестве субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа, за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе» сложилось 100,0%, при плановом значении показателя 90,0% (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

В целях повышения эффективности использования межбюджетных субсидий, начиная с 2018 года, соглашения между исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа о предоставлении субсидий заключались в автоматизированной системе планирования, бухгалтерского учета и анализа исполнения бюджета «Бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Департамента финансов автономного округа от 22.02.2018 № 8-нп «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Предоставление межбюджетных субсидий осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета муниципального образования, что способствует рациональному исполнению средств бюджета автономного округа.

Реализация подпрограммы II «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа» осуществлялась посредством исполнения следующих основных мероприятий:

1) Поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня.

Мероприятие направлено на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, создание условий для их устойчивого исполнения в текущем финансовом году, недопущение образования просроченной кредиторской задолженности.

Общий объем финансирования мероприятия по итогам 2018 года составил 2 622 367,6 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану, в том числе средства бюджета автономного округа исполнены в сумме 2 617 649,7 тыс. рублей, или на 100,0% к уточненному плану, средства местных бюджетов в сумме 4 717,9 тыс. рублей, или на 100,0% к уточненному плану.

Реализация мероприятия осуществлялась посредством предоставления следующих межбюджетных трансфертов:

- дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Объем предоставленных дотаций составил 2 052 462,6 тыс. рублей.

В целях поддержания устойчивого исполнения местных бюджетов с муниципальными образованиями автономного округа заключались соглашения о мерах по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, включающих меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2018 году. Предоставление дотации осуществлялось при условии выполнения муниципальными образованиями мер, предусмотренных соглашениями.

Ежеквартально Депфином Югры проводился мониторинг соблюдения муниципальными образованиями автономного округа условий заключенных соглашений (далее – Мониторинг), по результатам которого к нарушителям применялись бюджетные меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством.

В результате в муниципальных образованиях обеспечены в полном объеме социально значимые и первоочередные расходы местных бюджетов, отсутствует просроченная кредиторская задолженность по текущим расходам.

По данным Мониторинга за 2018 год, отдельными муниципальными образованиями автономного округа были допущены нарушения условий заключенных соглашений в части установленных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ):

- в городских округах: Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Лангепас, Нягань, Пыть-Ях и муниципальных районах: Березовский, Советский, Ханты-Мансийский объем муниципальных заимствований в нарушение статьи 106 БК РФ превысил общую сумму, направляемую в 2018 году на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств;

- в Советском муниципальном районе размер дефицита бюджета по состоянию на 1 января 2019 года превысило предельное значение, установленное пунктом 4 статьи 92.1 БК РФ – 10,0%, с учетом поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

К муниципальным образованиям, допустившим нарушение условий заключенных соглашений будут применены бюджетные меры принуждения путем сокращения на 5% объема дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов на 2019 год.

- на осуществление функций административного центра автономного округа городскому округу город Ханты-Мансийск предоставлена субсидия в сумме 450 000,0 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану. Средства местного бюджета составили 4 545,5 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану.

Средства субсидии направлены на софинансирование расходных обязательств г. Ханты-Мансийска на развитие инфраструктуры и внешнего облика города, по обеспечению культурной программой окружных, федеральных (общероссийских), международных мероприятий и организацию праздничного оформления административного центра в период их проведения.

Значение целевого показателя государственной программы «Количество гостей административного центра в связи с проводимыми масштабными мероприятиями» исполнено выше запланированного на 0,4%, город посетило 114,5 тыс. человек (гостей) (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

- на содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций муниципальным образованиям из бюджета автономного округа предоставлены субсидии в сумме 17 067,1 тыс. рублей, что составляет 99,8% к уточненному плану. Средства местных бюджетов составили 172,4 тыс. рублей, или 99,8% к уточненному плану.

Юбилейные даты со дня образования отметили 12 населенных пунктов и 3 муниципальных района.

Средства субсидии направлены на софинансирование проектов, отобранных на условиях инициативного бюджетирования, в том числе на приобретение и установление сценических комплексов в Советский районе и г.п. Талинка Октябрьского района, обустроены площади и площадки для культурного отдыха в г.п.Новоаганск Нижневартовского района и г.п. Талинка Октябрьского района, построен тротуар в г.п. Излучинск Нижневартовского района, изготовлены и установлены объекты монументального искусства (мемориалы и памятники воинам Великой Отечественной войны (воинам-землякам погибшим в годы Великой отечественной Войны), въездные знаки, стелы, архитектурные композиции еще в десяти населенных пунктах автономного округа.

По итогам 2018 года доля населенных пунктов, районов автономного округа, в которых проведены мероприятия в связи с наступившими юбилейными датами, составила 100,0%, что соответствует плановому значению целевого показателя. (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

На возмещение (компенсацию) части расходов по доставке в муниципальные образования автономного округа продукции (товаров), необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, отнесенных к территориям с ограниченными сроками завоза грузов были предоставлены иные межбюджетные трансферты шести муниципальным районам автономного округа в сумме 98 120,0 тыс. рублей, что составляет 99,3% к уточненному плану, что позволило обеспечить муниципальные образования запасом каменного угля, нефтепродуктов и продовольственных товаров в период навигации 2018 года.

2) Предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований автономного округа.

С целью обеспечения сбалансированности местных бюджетов, обеспечения исполнения принятых обязательств, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности в отчетном финансовом году муниципальным образованиям автономного округа были предоставлены бюджетные кредиты в порядке и на условиях, установленных законом о бюджете автономного округа и постановлением Правительства автономного округа от 24.02.2010 года № 73-п «Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Бюджетные кредиты для частичного покрытия дефицитов местных бюджетов предоставлены Кондинскому и Советскому районам, городам Ханты-Мансийск, Пыть-Ях, Сургут и Мегион на общую сумму 1 025 000,0 тыс. рублей. На 1 января 2019 года из предоставленных бюджетных кредитов погашено 223 300,0 тыс. рублей.

Бюджетный кредит для покрытия временного кассового разрыва был предоставлен городу Югорску на сумму 100 000,0 тыс. рублей. На 1 января 2019 года бюджетный кредит погашен в полном объеме.

Реализация подпрограммы III «Содействие повышению качества управления муниципальными финансами и эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа» осуществлялась посредством исполнения следующих основных мероприятий:

1) Повышение качества управления муниципальными финансами.

Мероприятие направлено на совершенствование управления муниципальными финансами.

В 2018 году из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований были предоставлены гранты за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании в сумме 200 000,0 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану.

Грантовая поддержка была оказана 7 городским округам и 3 муниципальным районам автономного округа, у которых результаты оценки качества управления муниципальными финансами за 2017 год, сложились выше средней итоговой оценки.

Средняя итоговая оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа составила 89 баллов, что выше запланированного значения целевого показателя на 1,1% (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

В 2018 году из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований предоставлены гранты в целях стимулирования роста налогового потенциала и качества планирования доходов в сумме 235 052,0 тыс. рублей. Получателями грантов стали 13 городских округов и 8 муниципальных районов автономного округа.

2) Повышение эффективности муниципального управления.

Мероприятие направлено на стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа к повышению эффективности их деятельности на основе оценки динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.

В 2018 году из бюджета автономного округа 3 городским округам и 3 муниципальным районам автономного округа предоставлены гранты за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа в сумме 200 000,0 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану.

Фактическое значение целевого показателя государственной программы «Достижение коэффициента комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа» составило 0,435 ед., что соответствует запланированному значению показателя (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

2. Сведения о финансовых затратах на реализацию государственной программы представлены в таблице 1 приложения к пояснительной записке.

Объем финансирования по государственной программе на 2018 год первоначально утвержден в сумме 9 463 693,9 тыс. рублей, в том числе средства бюджета автономного округа составляли 9 458 876,4 тыс. рублей, средства местных бюджетов – 4 717,5 тыс. рублей.

В ходе исполнения бюджета автономного округа объем финансирования по государственной программе увеличен на сумму 928 253,2 тыс. рублей, в том числе средства бюджета автономного округа увеличены на 928 252,5 тыс. рублей, средства местных бюджетов на 0,7 тыс. рублей.

Уточненный план по государственной программе сложился в сумме 10 391 947,1 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

средства бюджета автономного округа в сумме 10 387 228,9 тыс. рублей;

средства местных бюджетов в сумме 4 718,2 тыс. рублей.

За 2018 год расходы по государственной программе исполнены в сумме 10 391 189,6 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану, в том числе:

средства бюджета автономного округа исполнены в сумме 10 386 471,7 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану;

средства местных бюджетов исполнены в сумме 4 717,9 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану.

Наибольший удельный вес – 68,6% в объеме ресурсного обеспечения государственной программы занимают расходы на реализацию подпрограммы I «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа». Исполнение по подпрограмме за 2018 год составило 7 133 770,0 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану.

На реализацию подпрограммы II «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа» направлено 2 623 125,1 тыс. рублей, или 25,2% от общего объема государственной программы. Исполнение по подпрограмме составило 100,0% к уточненному плану. Средства бюджета автономного округа исполнены в сумме 2 617 649,7 тыс. рублей, или на 100,0% к уточненному плану, средства местных бюджетов в сумме 4 717,9 тыс. рублей, или на 100,0 % к уточненному плану.

По подпрограмме III «Содействие повышению качества управления муниципальными финансами и эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа» исполнение за 2018 год составило 635 052,0 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану.

3. На достижение целевых показателей результативности государственной программы оказывала влияние реализация иных государственных программ автономного округа, направления которых связаны с предоставлением субсидий из бюджета автономного округа, администрируемых исполнительными органами государственной власти автономного округа.

Обеспечение достижения отдельных результатов государственной программы зависело, в том числе и от участия муниципальных образований автономного округа в ее реализации.

4. Мероприятия государственной программы не предусматривают реализацию проектов и портфелей проектов, в том числе реализацию приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации

5. Реализация мероприятий государственной программы в 2018 году способствовала обеспечению равных условий при исполнении расходных обязательств муниципальных образований автономного округа, создавая стимулы для повышения эффективности муниципального управления

Сокращен разрыв бюджетной обеспеченности после выравнивания с 3,1 до 1,4 раза; средняя итоговая оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа по итогам 2017 года составила 89,0 баллов, что на 1,1% выше аналогичного периода прошлого года.

Бюджеты муниципальных образований за 2018 год в целом исполнены с профицитом в размере 4 589 803,7 тыс. рублей, 8 муниципальных образований исполнили бюджет с дефицитом.

Доходы местных бюджетов исполнены к первоначальному плану на 126,4%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам на 110,2%.

Расходы местных бюджетов исполнены на 119,1% к первоначально запланированным показателям. Социально-значимые расходы бюджетов муниципальных образований профинансированы в полном объеме.

Отсутствует просроченная кредиторская задолженность во всех муниципальных образованиях автономного округа.

Опубликовано: 30.04.2019 16:28        Обновлено: 30.04.2019 16:28