Размер:
Цвет:

2017 год

Пояснительная записка к годовому отчету о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

на 2016-2020 годы» за 2017 год

1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 416-п (далее также – государственная программа, автономный округ).

Ответственным исполнителем государственной программы является Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депфин Югры), соисполнители государственной программы: Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Целью государственной программы является содействие устойчивому исполнению бюджетов муниципальных образований автономного округа и повышению эффективности муниципального управления.

Реализация мероприятий государственной программы осуществляется путем предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям в виде межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов.

Межбюджетные отношения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации и законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – закон о межбюджетных отношениях), который устанавливает порядок регулирования бюджетных взаимоотношений между уровнями публичной власти в автономном округе, определяет виды межбюджетных трансфертов и порядок их предоставления из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа- Югры (далее – бюджет автономного округа), устанавливает нормативы отчислений в бюджеты городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – бюджеты муниципальных образований, муниципальные образования) от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Межбюджетные трансферты предоставляются муниципальным образованиям автономного округа как в рамках государственных программ согласно отраслевой направленности, так и непрограммных направлений деятельности, и контролируются исполнительными органами государственной власти автономного округа, курирующими соответствующую отрасль.

2. Реализация мероприятий государственной программы осуществляется в рамках трех подпрограмм, каждой из которых соответствует задача государственной программы:

1. совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа;

2.  обеспечение сбалансированности местных бюджетов;

3. повышение эффективности управления муниципальными финансами, деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Реализация подпрограммы I «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа» осуществлялась посредством выполнения следующих основных мероприятий:

1) Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений.

Мероприятие направлено на обеспечение равных возможностей муниципальных образований по реализации конституционных прав граждан и предоставлению на территории автономного округа муниципальных услуг, относящихся к полномочиям муниципальных образований.

Инструментами реализации мероприятия являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), которые предоставляются муниципальным образованиям, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания.

Распределение дотации при формировании бюджета автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов осуществлялось по единой для всех муниципальных образований методике, утвержденной законом о межбюджетных отношениях, что способствовало сокращению уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) с 3,6 до 1,3 раза.

Целевой показатель результативности государственной программы «Сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между
5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания» соответственно составил
1,3 раза, что выше запланированного показателя на 7,7% (плановое значение показателя – 1,4 раза) (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

Кроме того, в 2017 году в рамках реализации мероприятия в целях выравнивания бюджетной обеспеченности поселений городским округам предоставлялись дотации на решение вопросов местного значения поселений, муниципальным районам предоставлялись субвенции на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям, входящим в их состав, а также субсидии на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений.

Общий объем «выравнивающих» межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальным образованиям автономного округа из бюджета автономного округа в рамках реализации указанного мероприятия в 2017 году составил 7 483 673,9 тыс. рублей, что соответствует уточненному плану.

2. Повышение эффективности и результативности предоставления и использования субсидий.

Субсидии являются одной из форм государственной поддержки муниципальных образований в решении вопросов местного значения, предоставляемой им на условиях софинансирования.

В целях повышения эффективности использования межбюджетных субсидий, а также недопущения образования значительных объемов неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов в местных бюджетах, в 2017 году был запущен механизм «казначейского аккредитива», по условиям которого оплата по муниципальным контрактам, в рамках предоставления субсидий из бюджета автономного округа, осуществлялась после предъявления документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Данный механизм перечисления субсидий применялся при реализации всех государственных программ автономного округа.

Неиспользованные остатки межбюджетных субсидий по итогам 2017 года по сравнению с 2016 годом сократились более чем в 7 раз и составили 22,3 млн. рублей.

Важной мерой, способствующей эффективному исполнению бюджетов муниципальных образований и повышению результативности использования межбюджетных субсидий является максимальное их распределение по муниципальным районам и городским округам автономного округа первоначально при формировании закона о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и плановый период.

При формировании бюджета автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов 84,2% от общего количества субсидий было распределено между муниципальными образованиями автономного округа приложениями к закону о бюджете автономного округа, что превысило запланированное значение целевого показателя государственной программы «Доля субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа, распределение которых между муниципальными образованиями автономного округа утверждено приложениями к закону о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, в общем количестве субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа, за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе» на 0,1% (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

Фактической значение целевого показателя государственной программы «Доля субсидий, по которым установлены показатели результативности предоставления субсидий из бюджета автономного округа, в общем объеме субсидий» сложилось 100,0%, что соответствует запланированному значению показателя (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

Реализация подпрограммы II «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа» осуществлялась посредством исполнения следующих основных мероприятий:

1) Поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня.

Мероприятие направлено на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по исполнению обязательств местных бюджетов, а также на государственную поддержку муниципальных образований на условиях софинансирования их расходных обязательств по: обеспечению повышения оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и педагогических работников муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей, содействию местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций муниципальных образований, осуществлению функций административного центра автономного округа муниципальным образованием г.Ханты-Мансийск.

Общий объем финансирования по мероприятию по итогам 2017 года составил 4 813 149,3 тыс. рублей, или 99,9% к уточненному плану, в том числе средства бюджета автономного округа исполнены в сумме 4 771 073,7 тыс. рублей, или на 99,9% к уточненному плану, средства местных бюджетов в сумме 42 075,6 тыс. рублей, или на 99,5% к уточненному плану.

В целях содействия устойчивому исполнению местных бюджетов, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности, обеспечения финансированием в полном объеме социально-значимых и первоочередных расходов, в 2017 году бюджетам муниципальных образований предоставлялись дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года №479-п «О Порядке предоставления бюджетам городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов» с муниципальными образованиями автономного округа - получателями указанной дотации, были заключены соглашения о выполнении мер по сбалансированности местных бюджетов в 2017 году. Дотация предоставлялась при условии выполнения муниципальными образованиями автономного округа мер, предусмотренных соглашением.

Ежеквартально Депфином Югры проводился мониторинг соблюдения муниципальными образованиями автономного округа условий заключенных соглашений, по результатам которого к нарушителям применялись бюджетные меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством.

Посредством дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов муниципальным образованиям автономного округа была оказана финансовая помощь на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сумме 637 147,0 тыс. рублей.

На основании отдельных поручений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в рамках дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов 80 702,7 тыс. рублей было направлено бюджету г. Ханты-Мансийск на проведение работ по строительству ледового городка и выставочно-ярморочной зоны на Центральной площади города, праздничное оформление центральных улиц города, монтаж елей, объемно-пространственных конструкций, установку светового оборудования в рамках реализации федерального проекта «Ханты-Мансийск – Новогодняя столица России 2017-2018 годов», а также Советскому району на погашение задолженности ООО «УК «Югра-Запад» перед АО «ЮКЭК» по арендным платежам за котельные.

Согласно отчетных данных просроченная кредиторская задолженность по исполнению обязательств местных бюджетов отсутствует, соответственно исполнение по целевому показателю государственной программы «Отношение объема просроченной кредиторской задолженности бюджетов муниципальных образований автономного округа к объему расходов бюджетов муниципальных образований автономного округа» составляет 100,0% (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

В 2017 году бюджету городского округа город Ханты-Мансийск была предоставлена субсидия на осуществление функций административного центра автономного округа в сумме 450 000,0 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану. Средства местного бюджета составили 4 545,4 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану.

Средства субсидии были направлены на софинансирование расходных обязательств г. Ханты-Мансийска по обеспечению культурной программой мероприятий и организации праздничного оформления административного центра в период проведения международных и иных социально-значимых мероприятий, а также расходных обязательств по созданию необходимых условий для развития инфраструктуры и формирования облика города в рамках функций административного центра, установленных законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 апреля 2010 года № 65-оз «О статусе административного центра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», и перечнем мероприятий, утвержденным муниципальной программой.

г. Ханты-Мансийск в 2017 году посетило 114,8 тыс. человек (гостей), что выше на 1,0% запланированного значения целевого показателя государственной программы «Количество гостей административного центра, в связи с проводимыми масштабными мероприятиями» (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

В 2017 году муниципальным образованиям автономного округа из бюджета автономного округа были предоставлены субсидии на содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций в сумме 16 797,7 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану. Средства местных бюджетов исполнены в сумме 169,8 тыс. рублей, что составляет 100,1% к уточненному плану.

В 2017 году 12 населенных пунктов и 1 муниципальный район отметили юбилеи со дня образования.

Средства субсидии были направлены на оборудование спортивных и детских площадок в семи муниципальных образованиях автономного округа, обустройство парков, скверов и площадей в трех муниципальных образованиях автономного округа, а также на строительство тротуара в одном муниципальном образовании (с.п. Шапша Ханты-Мансийского района), изготовление и установку объектов монументального искусства в г.п. Пойковский Нефтеюганского района, г. Нефтеюганска.

Фактическое значение целевого показателя государственной программы «Доля населенных пунктов, муниципальных районов автономного округа, в которых проведены мероприятия в связи с юбилейными датами» составило 6,3%, что выше запланированного значения показателя в связи с сокращением количества населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа. (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

На софинансирование расходных обязательств, связанных с поэтапным повышением оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования детей, в целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», муниципальным образованиям из бюджета автономного округа были предоставлены субсидии в сумме 709 377,5 тыс. рублей, что составляет 99,6% к уточненному плану. Средства местных бюджетов исполнены в сумме 37 360,5 тыс. рублей, или на 99,5% к уточненному плану.

Фактическое значение целевого показателя государственной программы «Доля муниципальных образований автономного округа, выполнивших соглашения о предоставлении субсидии из бюджета автономного округа на софинансирование расходных обязательств на повышение оплаты труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей и работников муниципальных учреждений культуры в количестве муниципальных образований автономного округа, получивших указанные субсидии» составило 100,0%, что соответствует запланированному значению (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

Средства на возмещение (компенсацию) части расходов по доставке в муниципальные образования автономного округа продукции (товаров), необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, отнесенных к территориям с ограниченными сроками завоза грузов предоставлены в 2017 году шести муниципальным районам автономного округа в виде иных межбюджетных трансфертов в сумме 60 324,5 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану.

2) Предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований автономного округа.

С целью обеспечения сбалансированности местных бюджетов, обеспечения исполнения принятых обязательств, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности в отчетном финансовом году были предоставлены бюджетные кредиты муниципальным образованиям автономного округа в порядке и на условиях, установленных законом о бюджете автономного округа и постановлением Правительства автономного округа от 24 февраля 2010 года №73-п «Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Бюджетные кредиты для частичного покрытия дефицитов местных бюджетов предоставлены Кондинскому и Советскому районам, городам Ханты-Мансийск и Сургут. На 1 января 2018 года Кондинским и Советским районами бюджетный кредит погашен в полном объеме.

Бюджетные кредиты для покрытия временного кассового разрыва были предоставлены городам: Ханты-Мансийск и Югорск. На 1 января 2018 года бюджетные кредиты погашены в полном объеме.

Реализация подпрограммы III «Содействие повышению качества управления муниципальными финансами и эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа» осуществлялась посредством исполнения следующих основных мероприятий:

1) Повышение качества управления муниципальными финансами.

Мероприятие направлено на создание стимулов к внедрению передовых технологий муниципального управления и повышению бюджетной эффективности.

В 2017 году из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований были предоставлены гранты за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании.

Сумма грантов (дотации) составила 408 188,1 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану на год, в том числе на гранты муниципальным образованиям были распределены средства дотации из федерального бюджета в размере 208 188,1 тыс. рублей, полученные округом за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала по результатам оценки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по итогам 2016 года.

По результатам оценки за 2016 год, проведенной Депфином Югры в 2017 году, средняя итоговая оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа выросла на 0,4% по сравнению итоговой оценкой
2015 года. Получателями грантов стали 14 городских округов и муниципальных районов автономного округа, что на 4 муниципальных образования больше, чем в 2015 году.

Фактическое значение целевого показателя государственной программы «Средняя итоговая оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа» составило 88 баллов, что соответствует запланированному значению показателя - 87 баллов, перевыполнение составило 1,1% (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

Увеличился, относительно планового значения показатель «Доля расходов бюджетов муниципальных образований автономного округа, формируемых в соответствии с муниципальными программами» и составил 96,0%, что на 5,2% выше значения показателя, сложившегося по итогам 2016 года. (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

Еще одним инструментом реализации мероприятия является использование мер ограничительного и стимулирующего характера, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами.

Ежеквартально, в течении 2017 года Депфином Югры осуществлялся мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее-Мониторинг).

По итогам 2017 год показатель «Количество муниципальных районов и городских округов автономного округа, в которых выявлены нарушения бюджетного законодательства», не достигнут в связи с несоблюдением двумя муниципальными образованиями автономного округа (Октябрьский и Кондинский районы) условий бюджетного законодательства в части предельного объема заимствований в отчетном году и одним муниципальным образованием автономного округа (Ханты-Мансийский район) в части нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

2) Повышение эффективности муниципального управления.

Инструментом реализации мероприятия является предоставление муниципальным районам и городским округам автономного округа грантов (дотаций) на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа.

Сумма грантов (дотаций) составила 408 188,2 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану, в том числе 208 188,2 тыс. рублей за счет средств дотации из федерального бюджета за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала по результатам оценки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по итогам 2016 года.

По результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, проведенной Департаментом экономического развития автономного округа, распределены гранты между 3 городскими округами и 3 муниципальными районами.

Фактическое значение целевого показателя государственной программы «Достижение коэффициента комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа» составило 0,446 ед., что соответствует запланированному значению показателя (Таблица 2 к приложению к пояснительной записке).

3. Сведения о финансовых затратах на реализацию государственной программы представлены в таблице 1 приложения к пояснительной записке.

Объем финансирования по государственной программе на 2017 год первоначально был утвержден в сумме 12 187 897,4 тыс. рублей, в том числе средства бюджета автономного округа составляли 12 144 606,6 тыс. рублей, средства местных бюджетов – 43 290,8 тыс. рублей.

В процессе исполнения бюджета автономного округа объем финансирования по государственной программе был увеличен на сумму 928 326,1 тыс. рублей, в том числе средства бюджета автономного округа увеличены на 929 343,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов уменьшены на 1 016,9 тыс. рублей.

Уточненный план по государственной программе сложился в сумме 13 116 223,5 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

средства бюджета автономного округа в сумме 13 073 949,6 тыс. рублей;

средства местных бюджетов в сумме 42 273,9 тыс. рублей.

За 2017 год расходы по государственной программе исполнены в сумме 13 113 199,5 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану, в том числе:

средства бюджета автономного округа исполнены в сумме 13 071 123,9 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану;

средства местных бюджетов исполнены в сумме 42 075,6 тыс. рублей, что составляет 99,5% к уточненному плану.

Наибольший удельный вес – 57,0% в объеме ресурсного обеспечения государственной программы занимают расходы на реализацию подпрограммы I «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа». Исполнение по подпрограмме за 2017 год составило 7 483 673,9 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану.

На реализацию подпрограммы II «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа» направлено 4 813 149,3 тыс. рублей, или 36,7% от общего объема государственной программы. Исполнение по подпрограмме составило 99,9% к уточненному плану. Средства бюджета автономного округа исполнены в сумме 4 771 073,7 тыс. рублей, или на 99,9% к уточненному плану, средства местных бюджетов в сумме 42 075,6 тыс. рублей, или на 99,5 % к уточненному плану.

По подпрограмме III «Содействие повышению качества управления муниципальными финансами и эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа» исполнение за 2017 год составило 816 376,3 тыс. рублей, или 100,0% к уточненному плану.

4. Реализация мероприятий государственной программы в большей степени осуществляется через предоставление бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа отдельных видов межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа, администрируемых Депфином Югры. В основном они носят нецелевой характер, имеют выравнивающие, балансирующие и стимулирующие функции.

На целевые показатели результативности государственной программы оказывали влияние иные государственные программы автономного округа, направления которых связаны с предоставлением субсидий из бюджета автономного округа, администрируемых исполнительными органами государственной власти автономного округа, являющимися исполнителями этих государственных программ.

Обеспечение достижения отдельных результатов государственной программы зависело, в том числе и от участия муниципальных образований автономного округа в ее реализации.

5. Обобщая изложенное выше, необходимо отметить, что задачи, поставленные государственной программой по итогам 2017 года, в целом решены. Они позволили обеспечить равные условия для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований автономного округа и повысить качество управления муниципальными финансами.

В 2017 году сокращен разрыв бюджетной обеспеченности после выравнивания с 3,6 до 1,3 раза; средняя итоговая оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа по итогам 2016 года составила 88,0 балла, что на 2,3% выше аналогичного периода прошлого года, доля расходов бюджетов муниципальных образований автономного округа, формируемых в соответствии с муниципальными программами выросла на 5,2% относительно прошлого отчетного периода, по итогам года в бюджетах муниципальных образований отсутствует просроченная кредиторская задолженность.

Бюджеты муниципальных образований за 2017 год в целом исполнены с дефицитом в размере 116 092,5 тыс. рублей, при этом 13 муниципальных образований исполнили бюджет с профицитом. По сравнению с 2016 годом объем дефицита сократился в 7 раз. Доходы местных бюджетов исполнены к первоначальному плану на 115,8%, в том числе налоговые и неналоговые доходы на 110,4%. Расходы местных бюджетов исполнены на 113,8% к первоначально запланированным показателям.

Опубликовано: 16.04.2018 11:48        Обновлено: 16.04.2018 11:48