Размер:
Цвет:

Отчет о результатах деятельности Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2016 год

Отчет

о деятельности Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2016 год

Информация

о реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 – 2020 годы» за 2016 год

В 2016 году Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (далее также – автономный округ) по качеству управления региональными финансами среди субъектов Российской Федерации, как и в предыдущие годы, вошел в лидирующую группу по результатам мониторинга, проводимого Министерством финансов Российской Федерации.

В автономном округе сформирована правовая основа бюджетного планирования, в соответствии с которой подготовка бюджета осуществляется в программном формате. Доля расходов бюджета автономного округа, осуществляемых в рамках государственных программ возросла с 23,7% в 2010 году до 98,9% в 2016 году. В утвержденном бюджете на 2017-2019 годы этот показатель составляет 99,3%, что позволяет говорить о полном переходе на «программный бюджет».

С 2016 года бюджет автономного округа формируется в разрезе основных мероприятий государственных программ. Включение в структуру кода целевой статьи расходов кода основного мероприятия государственных программ позволило обеспечить увязку бюджетных ассигнований непосредственно с основными мероприятиями государственных программ, соответствующим им целевым показателям (индикаторам) и осуществлять мониторинг достижения целей, задач и запланированных результатов реализации государственных программ.

Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент) является ответственным исполнителем по двум государственным программам автономного округа «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 - 2020 годы» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 – 2020 годы», реализация которых по итогам проведенной оценки эффективности реализации государственных программ за 2015 год, оценена на «отлично».

Государственная программа автономного округа «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 - 2020 годы» является «обеспечивающей», ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов исполнительной власти, реализующих другие государственные программы автономного округа.

Целью реализации государственной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Достижение цели осуществляется путем решения обозначенных задач в рамках трех подпрограмм.

Подпрограмма I "Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".

Данная подпрограмма направлена на достижение оптимального, устойчивого и экономически обоснованного соответствия расходных обязательств бюджета автономного округа источникам их финансового обеспечения, обеспечение условий и непосредственно формирование проекта бюджета автономного округа, организация его исполнения и составление бюджетной отчетности.

Подпрограмме I соответствует задача государственной программы «Обеспечение условий для устойчивого исполнения расходных обязательств автономного округа». Решение задачи осуществлялось посредством исполнения следующих основных мероприятий:

1. "Организация планирования, исполнения бюджета автономного округа и формирование отчетности о его исполнении".

Разработка и утверждение необходимых правовых актов для совершенствования бюджетного законодательства автономного округа способствует качественной организации планирования и исполнения бюджета автономного округа, в том числе путем оказания методической поддержки участникам бюджетного процесса.

В соответствии с Планом нормотворческой деятельности в 2016 году Департаментом были подготовлены в том числе:

- изменения в закон автономного округа «Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

- изменения в Порядок составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной финансовый год и плановый период и Порядок планирования бюджетных ассигнований бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной финансовый год и плановый период;

- Указания о порядке применения с 2017 года перечня и кодов целевых статей расходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- Порядок определения перечня и кодов целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры муниципальным районам и городским округам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на 2017 - 2019 годы;

- изменения в закон автономного округа «О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

- изменения в постановление Правительства автономного округа «О реализации закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

- изменения в Порядок открытия и ведения лицевых счетов Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- изменения в Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и финансовом обеспечении его выполнения;

- изменения в Порядок ведения реестра расходных обязательств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Проект закона автономного округа «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» подготовлен на основе положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, указов Президента Российской Федерации от 2012 года, ряда поручений Президента Российской Федерации по итогам координационных и совещательных органов, прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и характеристики проекта закона о бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов были рассмотрены и одобрены распоряжением Правительством автономного округа от 14.10.2016 № 541-рп, а также в соответствии с требованиями бюджетного законодательства автономного округа рассмотрены на депутатских слушаниях по результатам которых приняты рекомендации Правительству автономного округа.

Налоговая политика автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов нацелена на динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет автономного округа. В целях привлечения инвестиций, сохранения и наращивания налоговой базы в автономном округе созданы благоприятные условия предприятиям промышленности, не связанным с добычей углеводородов.

Для управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, включенных в реестр в соответствии с требованиями, определенными постановлением Правительства РФ «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков», в 2016 году Законом автономного округа от 27.04.2016 № 39-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере налогообложения» установлена:

пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, сроком не более 5 лет;

льгота в виде полного освобождения от налога на имущество организаций сроком на 5 лет, при условии ведения раздельного учета имущества, расположенного в границах парка и за его пределами.

Для инвесторов, вкладывающих средства в проекты импортозамещения, Законом автономного округа от 07.09.2016 № 68-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере налогообложения» ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, для организаций – участников специальных инвестиционных контрактов снижена на 8 процентных пунктов.

В целях реализации задач, определенных налоговой политикой автономного округа на 2017-2019 годы, нацеленных на динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и изыскание дополнительных резервов доходного потенциала бюджета автономного округа и местных бюджетов Законом автономного округа от 17.11.2016 № 81-оз «О внесении изменения в статью 1 закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на 0,1412 процентных пункта повышен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, применяемый при расчете суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, что позволяет довести размер платежа до суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в среднем гражданами Российской Федерации по аналогичным профессиям в автономном округе.

Создание оптимальных условий для устойчивого экономического и социально-культурного развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обеспечивается, в том числе за счет предоставления льгот по транспортному налогу для данной категории лиц.

Законом автономного округа от 17.11.2016 № 80-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере налогообложения» (далее – Закон № 80-оз), коренным малочисленным народам Севера предоставлено полное освобождение от уплаты транспортного налога на отдельные категории транспортных средств, вместо ранее действующей нормы – 50%, а также увеличена мощность льготируемых категорий транспортных средств: снегоходов - с 50 до 60 л. с., моторных лодок – с 30 до 50 л. с.

Одновременно и для иных льготных категорий увеличена мощность льготируемых моторных лодок с 30 до 50 л .с.

С 1 января 2014 года проекты в области доступного арендного жилья освобождены от уплаты налога на имущество. Льгота предоставляется только тем инвесторам, которые не превысят официально установленную предельную стоимость найма. В 2016 году Законом № 80-оз список получателей данной льготы расширен, с 2017 года льготой могут воспользоваться и организации в отношении объектов жилищного фонда, находящихся в наемном доме социального использования.

С целью соблюдения необходимых условий по исчислению налоговой базы на основании кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимости, сформирован и утвержден приказом Департамента Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, содержащий 10 378 объектов недвижимости.

Формирование доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов осуществлялось исходя из действующих норм бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, автономного округа, основных показателей базового сценария прогноза социально-экономического развития Югры на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов.

Доходы бюджета автономного округа составили на 2017 год – 178,1 млрд. рублей, на 2018 год – 179,3 млрд. рублей, на 2019 год – 182,2 млрд. рублей.

Их сумма меньше, чем фактически получено за 2016 год на 19,8 млрд. рублей или на 10,0%, на 18,6 млрд. рублей или на 9,4%, на 15,7 млрд. рублей или на 7,9% соответственно по годам. Снижение обусловлено в основном уменьшением доходов по налогу на прибыль организаций, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Расходы бюджета автономного округа на 2017-2019 годы содержат только действующие расходные обязательства.

На 2017 год расходы бюджета автономного округа составили 195,5 млрд. рублей, на 2018 год – 188,0 млрд. рублей, на 2019 год – 188,4 млрд. рублей.

Общий объем расходов бюджета автономного округа на реализацию 25 государственных программ автономного округа составил на 2017 год – 194,2 млрд. рублей, на 2018 год – 181,6 млрд. рублей, на 2019 год – 177,0 млрд. рублей.

Удельный вес расходов на реализацию государственных программ автономного округа составляет ежегодно 99,3% в общих расходах бюджета автономного округа без учета условно утверждаемых расходов.

На решение приоритетных задач и достижение целевых показателей в соответствии с инаугурационными указами Президента Российской Федерации (от 2012 года) за счёт средств бюджета автономного округа в 2017-2019 годах будет направлено 56,8 млрд. рублей, в том числе в 2017 году – 22,6 млрд. рублей, в 2018 году – 17,4 млрд. рублей, в 2019 году – 16,8 млрд. рублей.

Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям автономного округа в расходах бюджета автономного округа на 2017-2019 годы занимают 35%, в абсолютном выражении – 69,8 млрд. рублей, 67,1 млрд. рублей, 64,0 млрд. рублей соответственно по годам. Их формирование осуществлялось с учетом необходимости обеспечения сбалансированности местных бюджетов, сохранения роли выравнивающей составляющей, консолидации отдельных видов межбюджетных трансфертов, а также максимального распределения между муниципальными образованиями автономного округа законом о бюджете.

Дефицит бюджета автономного округа спрогнозирован на 2017 год в сумме 17,5 млрд. рублей, на 2018 год – 8,6 млрд. рублей, на 2019 год – 6,2 млрд. рублей, что соответствует ограничениям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Проект бюджета автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов был поддержан на общественных слушаниях, которые состоялись 26 октября 2016 года, одобрен распоряжением Правительства автономного округа от 28.10.2016 № 564-рп и направлен в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, установленный бюджетным законодательством автономного округа.

На четвертом заседании Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры шестого созыва принят закон от 17.11.2016 № 99-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Организация исполнения бюджета автономного округа.

Организация исполнения в 2016 году осуществлялась в соответствии с законом автономного округа от 16.11.15 № 118-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 год» (далее – закон о бюджете автономного округа на 2016 год), сводной бюджетной росписью бюджета автономного округа на 2016 год и кассовым планом.

В целях реализации закона о бюджете автономного округа на 2016 год Департаментом были разработаны мероприятия, утвержденные постановлением Правительства автономного округа от 25.12.2015 № 483-п «О мерах по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 год».

Мониторинг выполнения Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга автономного округа на 2016 год осуществлялся ежеквартально, с предоставлением информации в Министерство финансов Российской Федерации и на заседание Комиссии по вопросам социально-экономического развития и мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Сводная информация о выполнении мероприятий по итогам 2016 года будет включена в состав документов и материалов к годовому отчету об исполнении бюджета автономного округа.

Департамент осуществлял составление и ведение сводной бюджетной росписи бюджета автономного округа (далее-сводная бюджетная роспись) в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (главных администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) и лимитов бюджетных обязательств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденным приказом Департамента от 05.08.2008 № 227/1-о.

В течение отчетного периода в сводную бюджетную роспись были внесены изменения на основании:

1) внесения изменений в закон о бюджете автономного округа 06.05.2016 (закон автономного округа от 27.04.2016 № 34-оз), 20.09.2016 (закон автономного округа от 07.09.2016 № 63-оз), 24.11.2016 (закон автономного округа от 17.11.2016 № 82-оз), 16.12.2016 (закон автономного округа от 15.12.2016 № 101-оз).

2) статьи 12 закона о бюджете автономного округа от 16.11.2015 № 118-оз.

Исполнение бюджета автономного округа осуществлялось на основе единства кассы и подведомственности расходов в соответствии с утвержденным Департаментом порядком открытия и ведения лицевых счетов.

Санкционирование расходов бюджета автономного округа обеспечивалось Департаментом в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных средств обязательств получателей средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и администраторов источников финансирования дефицита бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, установленным приказом Департамента от 31.12.2008 № 252-о.

Регистрация, учет и исполнение бюджетных обязательств по государственным контрактам (договорам) главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета автономного округа, подлежащих исполнению за счет средств бюджета автономного округа, осуществлялась в соответствии с порядком учета бюджетных обязательств получателей средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, установленным приказом Департамента от 30.12.2008 № 249-о.

Краткая характеристика исполнения бюджета автономного округа за 2016 год.

За 2016 год в бюджет автономного округа поступило 197,9 млрд. рублей, что на 30,2 млрд. рублей или на 13,2% ниже фактического поступления, сложившегося за 2015 год и обусловлено в основном уменьшением поступлений по налогу на прибыль организаций.

Фактическое поступление налога на прибыль организаций составило 65,5 млрд. рублей.

По остальным налогам, поступающим в бюджет автономного округа, отмечается положительная тенденция.

Поступление по налогу на доходы физических лиц составило 48,9 млрд. рублей, годовой план выполнен на 105,3%.

Поступление по налогу на имущество организаций составило 57,0 млрд. рублей, что выше, чем предусмотрено планом на 0,8 млрд. рублей или на 1,4%.

По остальным налоговым доходам поступления за 2016 год составило 10,3 млрд. рублей.

Неналоговые доходы в бюджет автономного округа за 2016 год поступили в сумме 8,0 млрд. рублей. Исполнение утверждённого плана составило 117,6%.

Безвозмездные поступления составили 8,2 млрд. рублей. Уточненный план исполнен на 104,1%.

Благодаря формированию реальной оценки поступления доходов с учетом влияния как внешних, так и внутренних факторов, уточненный годовой план по доходам выполнен на 103,7%.

Расходы бюджета автономного округа за 2016 год исполнены в объеме 206,2 млрд. рублей, или на 98,4% к уточненному плану на год. Темп роста к аналогичному показателю 2015 года составил 93,0%.

На реализацию государственных программ автономного округа в 2016 году было выделено 203,8 млрд. рублей, что составляет 98,8% от общих расходов бюджета.

Социальная направленность расходов остается одним из основных приоритетов бюджетной политики автономного округа. На развитие образования, здравоохранения, социальной политики, культуры, физкультуры и спорта в 2016 году направлено 138,1 млрд. рублей, что на 2,1 млрд. рублей больше, чем в 2015 году. Уточненный годовой план на 2016 год выполнен на 99,0%.

На реализацию приоритетных направлений, обозначенных указами Президента Российской Федерации, из бюджета автономного округа в 2016 году направлено более 28,0 млрд. рублей, в том числе на повышение оплаты труда отдельных категорий работников 5,1 млрд. рублей (к уровню 2013 года), из них федеральные средства составили 0,7 млрд. рублей.

В целях стимулирования деловой активности и повышения инвестиционной привлекательности Югры на поддержку отраслей экономики - на жилищно-коммунальное, дорожное, лесное хозяйство, транспорт и охрану окружающей среды в 2016 году направлено 44,2 млрд. рублей, что составляет 21,4 % от общих расходов бюджета автономного округа.

В бюджеты муниципальных образований автономного округа в 2016 году передано межбюджетных трансфертов в сумме 81,7 млрд. рублей. Субвенции, передаваемые на реализацию делегированных полномочий Российской Федерации и автономного округа, профинансированы на 99,9%, к уточненному плану на год. Субсидии в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований – на 98,3%. По трансфертам, имеющим нецелевой характер, произведено стопроцентное финансирование.

Бюджет автономного округа за 2016 год исполнен с дефицитом в сумме 8,3 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2017 года просроченная кредиторская задолженность по расходам отсутствует.

Государственный долг автономного округа на 1 января 2017 года составил 17,4 млрд. рублей, в том числе 15,1 млрд. рублей в виде государственных облигаций и 2,3 млрд. рублей в виде бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Просроченных долговых обязательств по государственным заимствованиям нет. Расходы бюджета на обслуживание государственного долга составили 1,6 млрд. рублей, или 100,0% к уточненным годовым назначениям.

Конечным результатом реализации мероприятия является исполнение расходных обязательств автономного округа за отчетный финансовый год от бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете автономного округа свыше 95%. По итогам года данный показатель сложился в размере 98,4%.

Исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам, утверждённого законом о бюджете автономного округа (без учёта доходов от налога на прибыль организаций и доходов от размещения временно свободных средств) должно составлять не менее 95,0%.

Фактически за 2016 год значение данного показателя составляет 104,5%, что свидетельствует о высоком уровне планирования доходов бюджета автономного округа. При утвержденном плане в сумме 114 475,5 млн. рублей, в бюджет автономного округа поступило 119 632,2 млн. рублей. Целевой показатель достигнут.

Формирование отчетности об исполнении бюджета автономного округа.

В 2016 году Департаментом проводилась работа по составлению годового отчета об исполнении консолидированного бюджета автономного округа и бюджета государственного внебюджетного фонда за 2015 год.

В рамках которой, проверена годовая бюджетная отчетность 35 главных распорядителей средств бюджета автономного округа об исполнении бюджета автономного округа, бюджетная отчетность 22 финансовых органов муниципальных образований об исполнении местных бюджетов, бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Бюджетная отчетность об исполнении бюджета автономного округа за 2015 год составлена в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Годовой отчет составлен своевременно и в полном объеме представлен в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.

Отчет об исполнении бюджета автономного округа за 2015 год, в форме проекта закона автономного округа, в соответствии с бюджетным законодательством, в установленные сроки был направлен:

- на внешнюю проверку Счетной палате автономного округа, включающую внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета;

- на рассмотрение в Думу автономного округа.

Закон автономного округа «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2015 год» принят Думой автономного округа 16.06.2016 года.

Ежеквартально в 2016 году в Думу и Счетную палату автономного округа Департаментом предоставлялись одобренные Правительством автономного округа отчеты об исполнении бюджета автономного округа за отчетный квартал с приложением пояснительной записки.

Одновременно с отчетом об исполнении бюджета автономного округа предоставлялась обобщенная информация о расходовании средств, направленных на реализацию наказов избирателей депутатам Думы автономного округа в 2016 году.

В отчетном году ежемесячно и ежеквартально формировалась консолидированная отчетность об исполнении бюджета автономного округа и государственного внебюджетного фонда, бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на основании представленной и проверенной отчетности 13 городских округов и 9 муниципальных районов автономного округа, 35 главных распорядителей средств бюджета автономного округа, государственного внебюджетного фонда и своевременно направлялась в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.

Ежемесячно и ежеквартально осуществлялся мониторинг просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

Ежемесячно Департамент направлял в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре отчет об исполнении консолидированного бюджета Ханты - Мансийского автономного округа – Югры.

Ежемесячно осуществлялся анализ исполнения бюджета автономного округа, включающий в себя анализ исполнения государственных программ автономного округа. Данные проведенного анализа размещались на едином официальном сайте государственных органов автономного округа.

Ежеквартально Департамент проводил анализ исполнения консолидированных бюджетов муниципальных районов по уровням бюджетов: районный бюджет, бюджеты городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, результаты которого размещались на едином официальном сайте Департамента.

Ежемесячно Департаментом осуществлялся анализ исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа, результаты которого также размещены на едином официальном сайте Департамента. Кроме того, исполнение бюджетов муниципальных образований автономного округа в 2016 году анализировалось в еженедельном режиме.

Доля главных распорядителей средств бюджета автономного округа и муниципальных образований автономного округа, представивших отчетность в сроки установленные Департаментом, составила 100%.

Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджета автономного округа (закон автономного округа от 16.06.2016 № 48-оз «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2015 год», распоряжения Правительства автономного округа «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» за I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2016 года) позволило оценить степень выполнения расходных обязательств автономного округа, предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, оценить финансовое состояние учреждений бюджетного сектора.

2. Совершенствование системы оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа.

В целях повышения заинтересованности органов исполнительной власти автономного округа в повышении качества контроля в сфере управления региональными финансами в 2016 году Департаментом проводился ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа на 1 апреля, 1 июля и на 1 октября и ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2015 года. Мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2015 года направлен в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа в составе годовой отчетности об исполнении бюджета автономного округа.

3. Обеспечение деятельности Департамента.

Деятельность Департамента направлена на проведение политики в рамках установленных полномочий, необходимой для устойчивого функционирования бюджетной системы автономного округа.

На обеспечение функционирования Депфина Югры направлено 268,5 млн. рублей, что составило 98,6 % к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

4. Управление резервными средствами бюджета автономного округа.

В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в составе расходов бюджета автономного округа на 2016 год предусмотрен резервный фонд Правительства автономного округа. В течение года, средства резервного фонда Правительства автономного округа были направлены на финансирование наказов избирателей депутатам Думы автономного округа в общей сумме 0,2 млрд. рублей, и на расходы, согласно принятых распоряжений Правительства автономного округа, в размере 1,5 млрд. рублей.

Размер сформированного резервного фонда Правительства автономного округа в 2016 году не превысил 3% от первоначально утвержденного общего объема расходов бюджета автономного.

5. Обеспечение своевременного контроля в финансово-бюджетной сфере осуществлялось посредством реализации контроля:

1) за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета автономного округа, средствами главных администраторов – источников финансирования дефицита бюджета автономного округа и главного администратора доходов бюджета автономного округа.

Департаментом в рамках исполнения бюджета автономного округа осуществляется текущий контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета автономного округа, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета автономного округа.

В рамках данного мероприятия осуществляется проверка расчетных документов, представленных получателями средств бюджета автономного округа и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, и санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета автономного округа и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета автономного округа, лицевые счета которым открыты в Департаменте.

Исполнение бюджетных мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения составило 100%.

2) за соблюдением получателями бюджетных кредитов и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования.

В отчетном году Департаментом предоставлялись бюджетные кредиты муниципальным образованиям автономного округа в порядке и на условиях, установленных Законом о бюджете и постановлением Правительства автономного округа от 24 февраля 2010 года № 73-п «О порядке предоставления бюджетных кредитов городским округам и муниципальным районам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Всего бюджетных кредитов муниципальным образованиям автономного округа было предоставлено на сумму 680,1 млн. рублей.

Бюджетные кредиты предоставлялись для целей досрочного завоза продукции (товаров) в связи с ограниченными сроками доставки в районы автономного округа, частичного покрытия дефицитов бюджетов, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных районов и городских округов автономного округа.

В 2016 году нарушений сроков возврата бюджетных кредитов, предоставленных муниципальным образованиям автономного округа, и платы за пользование бюджетными кредитами не установлено.

Государственные гарантии в отчетном году не предоставлялись.

Подпрограмма II «Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Решение задачи «Эффективное управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» осуществлялось посредством реализации следующих программных мероприятий:

1. Обслуживание государственного долга автономного округа.

Исполнение расходов на обслуживание долговых обязательств автономного округа составило 1,6 млрд. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану.

Показатель «Доля расходов бюджета автономного округа на обслуживание государственного долга в объеме расходов бюджета автономного округа, за исключением средств, предоставляемых из бюджета Российской Федерации» соответствует плановому и составляет 0,8 %.

Показатель «Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга автономного округа к доходам бюджета автономного округа» составил 3,4 % при плановом 3,4 %.

В связи со сверхплановым поступлением доходов в бюджет автономного округа показатель «Отношение объема государственного долга автономного округа к общему объему доходов бюджета автономного округа (без учета объемов безвозмездных поступлений)» составил 9,2 % при плановом 10,1%.

2. Планирование ассигнований на погашение долговых обязательств автономного округа.

В 2016 году на погашение долговых обязательств амортизационной части государственных облигаций автономного округа 2014 года выпуска планировались в составе источников финансирования дефицита бюджета автономного округа ассигнования в объеме 4,9 млрд. рублей. Амортизационная часть государственных облигаций автономного округа погашена в отчетном году в полном объеме в установленный срок.

3. Мониторинг состояния государственного долга.

Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2017 года увеличился по сравнению с 1 января 2016 года на 2,9 млрд. рублей и составил 17,4 млрд. рублей или 9,2 % к доходам бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений. Размер государственного долга автономного округа увеличился в результате выпуска в 2016 году государственных облигаций автономного округа.

Государственный долг автономного округа на 1 января 2017 года состоит из государственных облигационных займов в объеме 15,1 млрд. рублей и бюджетных кредитов из федерального бюджета в объеме 2,3 млрд. рублей.

Подпрограмма III «Создание и развитие регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Решение задачи «Формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами» осуществлялось посредством реализации следующих программных мероприятий:

1. Объединение информационных систем в единую комплексную систему управления общественными финансами.

Выполнены работы по первому этапу государственного контракта, заключенного на проведение технологических работ по модернизации подсистемы планирования бюджета АС «Бюджет» с применением web-технологий, результатом которой будет обеспечено выполнение следующих задач:

оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности управления бюджетными расходами, в том числе в рамках реализации программно-целевого подхода к бюджетному планированию;

повышение качества планирования бюджетных средств на очередной финансовый год и плановый период благодаря применению единой методологии взаимодействия субъектов бюджетного планирования;

простота обслуживания информационной системы;

обеспечение доступности информационной системы для широкого круга пользователей без необходимости установки специализированного дополнительного программного обеспечения на компьютер конечного пользователя за счет реализации пользовательских интерфейсов взаимодействия с использованием web -технологий;

повышение оперативности процесса планирования за счет использования юридически значимого электронного документооборота;

снижение затрат на организацию и осуществление процесса планирования бюджета за счет уменьшения трудоемкости обслуживания информационной системы.

В целях развития юридически значимого документооборота приобретены права на использование АС «УРМ» в количестве 250 рабочих мест на условиях простой неисключительной лицензии.

В 2016 году была обеспечена интеграция информационной системы комплексной автоматизации деятельности по планированию и исполнению бюджета автономного округа АС «Бюджет» и государственной автоматизированной информационной системой Департамента государственного заказа автономного округа ГИС «Государственный заказ». При этом обеспечен контроль планов-графиков закупок, контрактов, заключенных государственными заказчиками автономного округа от лимитов бюджетных обязательств. Реализован экспорт документов исполнения в ГИС «Государственный заказ» из автоматизированной системы «УРМ» заказчика.

В государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – информационная система «Электронный бюджет») в 2016 году проведена следующая работа:

- подготовлен проект распоряжения Правительства автономного округа «О наделении полномочиями по заключению соглашений в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»;

- организована работа и методологическая поддержка исполнительных органов государственной власти автономного округа по подключению к компонентам системы «Электронный бюджет» в части формирования, согласования и подписания от имени Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры соглашений с федеральными органами государственной власти о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджету автономного округа в информационной системе «Электронный бюджет». В результате проделанной совместной работы подключено к компонентам Электронного бюджета 23 органа государственной власти автономного округа;

- обеспечена функция координатора при получении заявок от учредителей на внесение изменений (дополнений) базового перечня государственных и муниципальных услуг и работ на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) и осуществление методологической поддержки учредителей, отраслевыми отделами Департамента;

- оказана методологическая поддержка муниципальных образований автономного округа по формированию заявок на внесение изменений (дополнений) базового перечня государственных и муниципальных услуг и работ на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru);

- осуществлен мониторинг размещения государственными учреждениями информации согласно приказу Минфина России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» на Официальном сайте для размещения информации.

2. Обеспечение открытости и доступности для граждан и организаций информации о бюджетном процессе автономного округа.

В целях повышения уровня открытости и прозрачности бюджетных данных Депфином Югры проводится работа по раскрытию информации в сфере управления государственными финансами путем ее размещения и актуализации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Департамента, дающем наиболее полное представление о всех стадиях бюджетного процесса и бюджетных данных автономного округа для заинтересованных организаций и жителей округа.

Результаты проделанной работы позволяют автономному округу занимать лидирующие позиции в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, проводимом Научно-исследовательским финансовым институтом совместно с Центром прикладной экономики по заказу Минфина России (по итогам 2016 года – 10 место в Российской Федерации, 1 место в Уральском федеральном округе).

В разделе «Бюджет для граждан» в целях обеспечения информирования граждан в доступной форме о бюджетном процессе автономного округа в установленные сроки были опубликованы брошюры по проекту закона о бюджете, закону о бюджете, проекту закона об исполнении бюджета, закону об исполнении бюджета автономного округа.

В брошюру по проекту закона о бюджете впервые, начиная с 2017 года, включена оценка средств, направленных на создание условий для полноценного роста и развития детей в Югре, за счет всех источников и в рамках всех реализуемых государственных программ автономного округа. Оценка производилась во исполнение поручения Президента Российской Федерации.

В рубрике «Открытые данные» обеспечено размещение и актуализация общедоступной информации о деятельности Департамента и подлежащих публикации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» бюджетных данных.

В 2016 году создан раздел «Бюджетный экран», предназначенный для раскрытия информации о расходах бюджета автономного округа в разрезе основных мероприятий государственных программ автономного округа, увязанных с достигнутыми показателями соответствующих госпрограмм, что обеспечивает большую прозрачность исполнения бюджета для жителей округа.

В декабре 2016 года при подведении итогов конкурса на лучший сайт органа государственной власти автономного округа официальный сайт Департамента набрал количество баллов, соответствующее четвертому месту.

В целях повышения прозрачности формирования и расходования бюджетных средств на муниципальном уровне впервые в 2016 году был проведен мониторинг уровня открытости бюджетных данных и участия граждан в бюджетном процессе в городских округах и муниципальных районах автономного округа и выстроен рейтинг муниципальных образований автономного округа, учитываемый при распределении грантов (дотаций) на поощрение за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа.

Информационно-просветительская компания, направленная на повышение финансовой грамотности населения, проведена во всех муниципальных образованиях автономного округа. Программы проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности населения предусматривали различные тематики и форматы проведения мероприятий и рассчитывались на различные категории населения.

Большое внимание уделяется проведению мероприятий для обучающихся образовательных учреждений автономного округа. Проведено более 300 бесплатных образовательных мероприятий для школьников в рамках «Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодёжи». Институтом фондового рынка и управления совместно с Роспотребнадзором и Центральным Банком Российской Федерации проведена XI «Всероссийская олимпиада по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников». В 12 муниципальных образованиях автономного округа прошла осенняя сессия проекта «Онлайн уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу». Успешно прошла во всех муниципальных образованиях Всероссийская акция «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» в рамках государственного профессионального праздника «День финансиста». Количество лиц, охваченных мероприятиями, составило 54 859 человек.

Кассовое исполнение по государственной программе в 2016 году.

Кассовое исполнение по государственной программе в 2016 году за счет средств бюджета автономного округа составило 1 895,1 млн. рублей или 99,3% к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

Наибольший удельный вес – 84,2 % в объеме ресурсного обеспечения государственной программы составляют расходы на реализацию подпрограммы II «Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», бюджетные ассигнования на 2016 год исполнены в сумме – 1 595,3 млн. рублей или    100,0 % к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям, которые были направлены на выплату купонного дохода по государственным облигациям выпуска 2014 года.

Средства подпрограммы I «Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в сумме 268,5 млн. рублей или 95,2 % к уточненному плану на год направлены на материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности исполнительного органа государственной власти автономного округа, осуществляющего функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию в бюджетной сфере, в сфере налогов и сборов. Кроме того, в данной подпрограмме предусмотрены средства резервного фонда Правительства автономного округа, по которым остаток неиспользованных бюджетных ассигнований на конец отчетного периода составил 9,6 млн. рублей.

За счет средств подпрограммы III «Создание и развитие регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в сумме 31,3 млн. рублей или 100,0 % к уточненному плану на год, были приобретены права на использование АС «УРМ» в количестве 250 рабочих мест на условиях простой неисключительной лицензии, проведен 1 этап технологических работ по модернизации подсистемы планирования бюджета АС «Бюджет» с применением web-технологий.

Реализация государственной программы «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 – 2020 годы» направлена на обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований автономного округа и повышения качества управления муниципальными финансами автономного округа.

Для сокращения различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований автономного округа, устойчивого исполнения местных бюджетов, обеспечения финансированием социально-значимых и первоочередных расходов местных бюджетов, создания стимулов к повышению качества управления муниципальными финансами в ходе реализации мероприятий программы бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа предоставляются отдельные виды межбюджетных трансфертов, администрируемые Департаментом. Кроме того, достижение результатов реализации программы зависит от деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, курирующих предоставление отдельных видов субсидий из бюджета автономного округа в составе региональных государственных программ, а также от участия муниципальных образований автономного округа в реализации программы.

Достижение цели государственной программы осуществляется путем решения трех задач:

1. Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа.

2. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

3. Повышение эффективности управления муниципальными финансами, деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Каждой из указанных задач соответствует отдельная подпрограмма.

Подпрограмма I «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа».

В рамках реализации подпрограммы в 2016 году выполнялись следующие мероприятия:

1. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений.

Обеспечение равных возможностей муниципальных образований по реализации конституционных прав граждан и предоставлению на территории автономного округа муниципальных услуг, относящихся к полномочиям муниципальных образований, осуществляется путем предоставления из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных районов (городских округов) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), поселений.

В рамках данного мероприятия муниципальным образованиям автономного округа предоставлены:

- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений в объеме 6,5 млрд. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану;

- субвенции муниципальным районам на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям, входящим в состав муниципального района, в сумме 0,6 млрд. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану. При исполнении данного делегированного полномочия все муниципальные районы распределили дотации по поселениям в соответствии с методикой, утвержденной законом о межбюджетных отношениях в автономном округе и профинансировали её в полном объеме.

2. Повышение эффективности предоставления и использования субсидий.

Важной мерой, способствующей улучшению условий формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований и повышению результативности использования субсидий, является увеличение доли субсидий предоставляемых из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных районов и городских округов автономного округа, распределение которых между муниципальными образованиями автономного округа утверждено приложениями к закону автономного округа о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и плановый период.

Приложениями к закону о бюджете автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утверждено распределение 84,2% от общего объема субсидий предоставляемых из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа. Часть субсидий оставшихся нераспределёнными приложениями к закону о бюджете автономного округа имеет заявительных характер их предоставления.

По всем субсидиям предоставляемым муниципальным образованиям установлены показатели результативности использования субсидий. Исполнительными органами государственной власти автономного округа, администрирующими предоставление субсидий, проведена работа по внесению соответствующих изменений в порядки предоствления субсидий.

Начиная с 2016 года субсидии, предоставляемые муниципальным образованиям в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016-2020 годах» объединены в одну субсидию. «Единая субсидия» позволила органам местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно определять приоритеты в направлении расходования средств.

В целях обеспечения финансовой устойчивости поселений автономного округа, в дополнение к «выравнивающим» дотациям, муниципальным районам автономного округа предоставляются субсидии на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений. Данные субсидии зачисляются в районный фонд финансовой поддержки поселений и распределяются в соответствии с методикой, утвержденной законом о межбюджетных отношениях в автономном округе. Объем предоставленных субсидии составил в 2016 году 0,6 млрд. рублей.

В целом на реализацию мероприятий подпрограммы I «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа» в 2016 году направлено 7,7 млрд. рублей, что составляет 100,0% к утвержденному плану.

Посредством реализации мероприятий подпрограммы I достигнуты следующие целевые показатели в 2016 году:

1. увеличение до 84,2% доли субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа, распределение которых между муниципальными образованиями автономного округа утверждено приложениями к закону автономного округа о бюджете автономного округа на очередной финансовый год, в общем количестве субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа (при плановом значении 83,9%);

2. увеличение до 100% доли установленных показателей результативности в порядках предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа по всем видам субсидий (при плане 100%).

За 2016 год ожидаемым результатом реализации подпрограммы является сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания в 1,3 раза (при плановом значении 1,4).

Подпрограмма II «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа».

Реализация подпрограммы осуществлялась в 2016 году посредством исполнения следующих мероприятий:

1. Поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Данное мероприятие направлено на содействие сбалансированности местных бюджетов, создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по исполнению обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований.

Реализация мероприятия осуществлялась через предоставление муниципальным образованиям автономного округа дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, в соответствии с порядком утвержденным Правительством автономного округа. Общий объем средств, выделенный из бюджета автономного округа в виде дотации на обеспечение сбалансированности за 2016 год составил 3,4 млрд. рублей или 100% к уточенному плану на год.

В целях выполнения задачи бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений по совершенствованию механизма предоставления межбюджетных трансфертов, в 2016 году законом о бюджете было распределено 70% от общего объема дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов или 2,2 млрд. рублей. Указанная дотация предоставляется муниципальным образованиям в соответствии с заключенными соглашениям на условиях обязательного соблюдения требований бюджетного законодательства, обеспечения в полном объеме в расходах местного бюджета социально-значимых и первоочередных расходов, реализации мер по увеличению доходов, оптимизации расходов и сокращению муниципального долга. На 2016 год Департамент финансов автономного округа заключил Соглашения с 16 муниципальными образованиями автономного округа – 9 городскими округами и 7 муниципальными районами.

Ежеквартально Департаментом финансов анализировалась информация о выполнении мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Оставшаяся часть в сумме 1,1 млрд. рублей дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов была распределена по итогам исполнения бюджетов муниципальных образований за 9 месяцев 2016 года.

На основании мотивированных обращений глав муниципальных образований автономного округа, по отдельным поручениям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры дотация на обеспечение сбалансированности местных бюджетов на сумму 0,1 млрд. рублей была предоставлена на решение ряда проблем, затрагивающих основные сферы жизнедеятельности населения муниципальных образований. Средства в большей степени были направлены на улучшение качества жизни граждан.

2. Предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований автономного округа.

В отчетном финансовом году Департаментом были предоставлены бюджетные кредиты муниципальным образованиям автономного округа в порядке и на условиях, установленных законом о бюджете автономного округа и постановлением Правительства автономного округа от 24.02.2010 № 73-п «Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

В 2016 году из бюджета автономного округа предоставлены бюджетные кредиты местным бюджетам для:

частичного покрытия дефицитов местных бюджетов Кондинскому, Берёзовскому и Советскому районам;

для досрочного завоза продукции (товаров) в связи с ограниченными сроками доставки в районы автономного округа Белоярскому, Березовскому, Кондинскому, Октябрьскому, Ханты-Мансийскому и Нижневартовскому районам.

3. Планирование бюджетных ассигнований на компенсацию фактических расходов муниципальных образований автономного округа по доставке продукции (товаров), расходов на водный фрахт (с учетом выгрузки) и по доставке товаров автомобильным транспортом на территории компактного проживания коренных малочисленных народов Севера автономного округа, территории традиционного природопользования, стойбища.

В рамках данного мероприятия шести муниципальным районам автономного округа, компенсированы транспортные расходы по доставке продукции (товаров), необходимой для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований автономного округа с ограниченными сроками завоза грузов, которые предоставлены в виде иных межбюджетных трансфертов в сумме 61,7 млн. рублей, что составляет 94,9% к утвержденному плану на год.

4. Предоставление субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов на развитие общественной инфраструктуры и реализацию приоритетных направлений развития муниципальных образований автономного округа.

В целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований автономного округа, связанных с развитием общественной инфраструктуры и реализацией приоритетных направлений развития, бюджетам муниципальных образований автономного округа предоставлены субсидии в сумме 0,7 млрд. рублей, что составляет 99,9% к уточненному плану на год.

В рамках реализации данного мероприятия муниципальными образованиями автономного округа выполнены работы (услуги) по строительству, реконструкции, модернизации, текущему и капитальному ремонту объектов социальной, инженерной и жилищно-коммунальной инфраструктуры и благоустройства более 200 объектов, а также было осуществлено приобретение 39 объектов жилья.

5. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований автономного округа на содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций.

В целях содействия местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций муниципальным образованиям автономного округа оказана финансовая поддержка в виде субсидий в сумме 8,5 млн. рублей, что составляет 100,0% к утвержденному плану.

В результате реализации данного мероприятия в 6 муниципальных образованиях было произведено обустройство и оборудование детских площадок, в 1 МО - сквера, в 3 МО - площадей, в 2 МО - парка и оборудование тротуаров, а также произведена установка, реставрация в 6 муниципальных образованиях объектов монументально-декоративного искусства (стелы, скульптурной композиции).

6. Предоставление в 2016 году субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования детей, в целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2002 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

На поэтапное повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации из бюджета автономного округа в 2016 году передано местным бюджетам в виде субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований автономного округа по обеспечению повышения оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и педагогических работников муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей  - 0,7 млрд. рублей, что соответствует уточенному плану на год.

7. Предоставление бюджету городского округа город Ханты-Мансийск субсидии на осуществление функций административного центра автономного округа.

В 2016 году субсидия на осуществление функций административного центра была предоставлена бюджету городского округа город Ханты-Мансийск в объеме 450 млн. рублей.

В рамках реализации данного мероприятия муниципальным образованием г. Ханты-Мансийск выполнены работы (услуги) по созданию условий для формирования, сохранения, развития инфраструктуры и внешнего облика города, организации праздничного оформления города, обеспечения культурной программы в период проведения международных и иных социально-значимых мероприятий.

Исполнение расходов по подпрограмме II за 2016 год всего составило 5,3 млрд. рублей или 99,9% к уточненному плану.

По итогам реализации подпрограммы II в полном объеме обеспечено достижение следующих целевых показателей:

- доля муниципальных образований автономного округа, выполнивших соглашения о предоставлении субсидии из бюджета автономного округа на софинансирование расходных обязательств на повышение оплаты труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей и работников муниципальных учреждений культуры в количестве муниципальных образований автономного округа, получивших указанные субсидии;

- доля муниципальных образований автономного округа, имеющих задолженность по бюджетным кредитам на конец отчетного года, предоставленным из бюджета автономного округа.

Подпрограмма III «Содействие повышению качества управления муниципальными финансами».

В целях решения задачи государственной программы по содействию муниципальным образованиям в повышении качества управления муниципальными финансами в рамках подпрограммы были реализованы следующие мероприятия:

1. Предоставление муниципальным районам и городским округам автономного округа грантов (дотаций) на поощрение за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа.

По результатам проведенной Департаментом оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа за 2015 год 5 муниципальных районов и 5 городских округов автономного округа получили гранты на общую сумму 200 млн. рублей. Средняя оценка качества управления муниципальными финансами за 2015 год относительно предыдущего года увеличилась с 85,9 до 86,3 баллов. Ежегодное увеличение средней оценки качества управления муниципальными финансами свидетельствует об эффективности используемых стимулирующих рычагов межбюджетного регулирования.

Обзорная информация, а также результаты мониторинга и оценки качества за 2015 год были размещены на едином официальном сайте Департамента.

2. Предоставление муниципальным районам и городским округам автономного округа грантов (дотаций) на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления.

По результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, проведенной Департаментом экономического развития автономного округа распределены гранты между 3 городскими округами и 3 муниципальными районами на общую сумму 200 млн. рублей.

За 2015 год в автономном округе среднее значение комплексной оценки составило 0,453 единицы (в 2014 году - 0,434, в 2013 году - 0,446), что говорит о стабильном социально-экономическом развитии автономного округа и отсутствии явных аутсайдеров среди муниципальных образований по результатам оценки в целом.

Исполнение расходов по подпрограмме III за 2016 год всего составило 0,4 млрд. рублей или 100,0% к уточненному плану.

По итогам реализации подпрограммы III в полном объеме обеспечено достижение следующих целевых показателей:

В целом, характеризуя эффективность реализации государственной программы по итогам 2016 года, можно отметить следующее.

Из тринадцати целевых показателей запланированные значения достигнуты по девяти в полном объеме, три показателя перевыполнены, по одному показателю исполнение составило 92,9% по причине не состоявшихся торгов на организацию проведения мероприятия.

Исполнение запланированных государственной программой мероприятий обеспечивает формирование стабильной финансовой основы для исполнения собственных расходных обязательств муниципальных образований автономного округа на базе современных принципов эффективного управления муниципальными финансами.

Опубликовано: 06.03.2017 16:04        Обновлено: 13.03.2017 09:38