Размер:
Цвет:

Отчет о результатах деятельности Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2017 год

Отчет

о деятельности Департамента финансов Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры за 2017 год

Информация

о реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного

округа – Югры «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016–2020 годы» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016–2020 годы» за 2017 год

В 2017 году Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (далее также – автономный округ) по качеству управления региональными финансами среди субъектов Российской Федерации, как и в предыдущие годы, вошел в лидирующую группу по результатам мониторинга, проводимого Министерством финансов Российской Федерации.

Правильность принимаемых в автономном округе решений в финансовой и налоговой сферах также подтверждается оценкой независимых экспертов и рейтинговых агентств.

По оценкам консалтинговой компании РwС Ханты-Мансийский автономный округ – Югра входит в тройку субъектов – лидеров в части реализуемых полномочий в области налоговой политики.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) присвоило Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и выпускам облигаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры кредитный рейтинг ААА(RU), прогноз «Стабильный». Аналитики обуславливают это высоким уровнем развития региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и минимальным уровнем риска долговой нагрузки. Такой уровень рейтинга (наивысший) среди субъектов Российской Федерации имеется только у Москвы и Санкт-Петербурга.

Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент) является ответственным исполнителем по двум государственным программам автономного округа «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016–2020 годы» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016–2020 годы», реализация которых по итогам проведенной оценки эффективности реализации государственных программ за 2017 год оценена на «отлично».

Государственная программа автономного округа «Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016–2020 годы» является «обеспечивающей», ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов исполнительной власти, реализующих другие государственные программы автономного округа.

Целью реализации государственной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Достижение цели осуществляется путем решения обозначенных задач в рамках трех подпрограмм.

Подпрограмма I «Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Данная подпрограмма направлена на достижение оптимального, устойчивого и экономически обоснованного соответствия расходных обязательств бюджета автономного округа источникам их финансового обеспечения, обеспечение условий и непосредственно формирование проекта бюджета автономного округа, организация его исполнения и составление бюджетной отчетности.

Подпрограмме I соответствует задача государственной программы «Обеспечение условий для устойчивого исполнения расходных обязательств автономного округа». Решение задачи осуществлялось посредством исполнения следующих основных мероприятий:

1.1. Организация планирования, исполнения бюджета автономного округа и формирование отчетности о его исполнении.

Разработка и утверждение необходимых правовых актов для совершенствования бюджетного законодательства автономного округа способствует качественной организации планирования и исполнения бюджета автономного округа, в том числе путем оказания методической поддержки участникам бюджетного процесса.

В течение 2017 года Департаментом был подготовлен ряд правовых актов, в том числе:

- изменения в закон автономного округа «Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

- изменения в Порядок составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной финансовый год и плановый период и Порядок планирования бюджетных ассигнований бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной финансовый год и плановый период;

- изменения в Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (главных администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) и лимитов бюджетных обязательств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и утвержден Порядок формирования и направления уведомлений о предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- Указания о порядке применения с 2018 года перечня и кодов целевых статей расходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- Порядок определения перечня и кодов целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры муниципальным районам и городским округам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на 2018–2020 годы;

- изменения в Порядок открытия и ведения лицевых счетов Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- изменения в Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и финансовом обеспечении его выполнения;

- изменения в Порядок размещения временно свободных средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Проведена работа по переводу процесса заключения соглашений о предоставлении бюджету автономного округа субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, заключаемых с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», с бумажной формы на электронную. В процессе этой работы были приняты постановление Губернатора автономного округа от 03.08.2017 № 90 «О внесении изменения в приложение к постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2012 года № 176 «Об Инструкции по делопроизводству в государственных органах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», распоряжение Правительства автономного округа от 13.05.2016 № 231-рп «О перечне лиц, уполномоченных на формирование, согласование и подписание от имени Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры соглашений в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»» (с последующими изменениями) и распоряжение Правительства автономного округа «О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 07.07.2017 № 431-рп, признающее утратившими силу 17 распоряжений Правительства автономного округа о заключении соответствующих соглашений на бумажном носителе.

Помимо этого внесены изменения, актуализирующие полномочия Департамента, изменения управленческого и организационно-кадрового характера в постановление Губернатора автономного округа от 06.06.2010 № 101 «О Департаменте финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», а так же внесены изменения и приостановлено действие отдельных положений приказа Департамента от 11.01.2017 № 1-нп «О порядке взаимодействия Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с субъектами контроля».

Подготовлен проект закона автономного округа «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на основе положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, указов Президента Российской Федерации от 2012 года, ряда поручений Президента Российской Федерации по итогам координационных и совещательных органов, прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и характеристики проекта закона о бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов были рассмотрены и одобрены распоряжением Правительством автономного округа от 18.09.2017 № 559-рп, а также в соответствии с требованиями бюджетного законодательства автономного округа рассмотрены на депутатских слушаниях, по результатам которых приняты рекомендации Правительству автономного округа.

При формировании проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов за основу взят «базовый» вариант прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, характеризующий развитие экономики в условиях сохранения консервативных тенденций внешних факторов.

Проводимая налоговая политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее – налоговая политика автономного округа на 2018–2020 годы) нацелена на сохранение и развитие налогового потенциала в целях обеспечения роста доходной части консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и направлена на создание справедливой налоговой нагрузки для граждан и бизнеса, установление экономически целесообразных и социально значимых налоговых льгот, повышение эффективности налогового администрирования, поддержку реального сектора экономики в сложной экономической ситуации.

В целях реализации задач, определенных налоговой политикой автономного округа на 2018–2020 годы, и направленных на стимулирование инвестиционного климата приняты следующие решения в 2017 году:

- законом автономного округа от 29.10.2017 № 68-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере налогообложения» (далее – Закон № 68-оз):

для организаций, заключивших специальные инвестиционные контракты (далее - СПИК), стороной которых является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра без участия Российской Федерации, ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, снижена на 4 процентных пункта на срок действия СПИК, но не более 10 лет, в отношении прибыли, полученной от реализации проекта;

для организаций, реализующих национальный проект по созданию комплекса технологий и оборудования для разработки запасов баженовской свиты, в отношении имущества, созданного в рамках данного проекта, предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество организаций на срок окупаемости проекта при соблюдении определенных условий.

- законом автономного округа от 20.12.2017 № 92-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере налогообложения» (далее – Закон № 92-оз):

для организаций, являющихся владельцами лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения углеводородного сырья и расположенными полностью в границах, определенных пунктом 3.1 статьи 343.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также соответствующими критериям вышеуказанного пункта, в отношении вновь вводимого имущества, расположенного на этих участках недр, предоставлено частичное освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти лет с даты ввода объекта имущества в эксплуатацию;

для организаций по определенным видам деятельности предоставлено право использования инвестиционного налогового вычета при определении суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет автономного округа. Размер инвестиционного налогового вычета не может превышать 45 процентов суммы расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств.

Один из важных векторов, на которые нацелена государственная политика – повышение роли некоммерческих организаций в социальной сфере в т.ч. посредством предоставления налоговых льгот.

В целях стимулирования развития материально-технической базы региональных социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО), повышения качества и расширения спектра, оказываемых ими услуг, Законом № 68-оз, на 5 процентных пунктов снижена ставка, применяемая при исчислении налога по упрощенной системе налогообложения по объекту налогообложения «доходы», а также расширено действие льготы по налогу на имущество организаций для СОНКО включенных в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.

Совершенствование регионального налогового законодательства с учетом изменившихся экономических условий, а также изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации реализовано путем внесения:

Законом № 68-оз и Законом № 92-оз изменений в Закон автономного округа по налогу на имущество организаций:

- продлено действие льготы, упраздненной на федеральном уровне, для организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, и в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности;

- определены ставки в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

- определены ставки в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Законом № 92-оз изменений в закон по игорному бизнесу:

- на территории автономного округа установлены максимальные ставки по игорному бизнесу.

Одним из направлений по развитию налогового потенциала является установление ограниченного срока действия региональных налоговых льгот, в связи с чем Законом № 68-оз по всем льготам, не имеющим окончание срока ее применения, установлена норма ограничивающая действие такой льготы до 1 января 2023 года.

С целью соблюдения необходимых условий по исчислению налоговой базы на основании кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимости, сформирован и утвержден приказом Департамента Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, содержащий 11 231 объект недвижимости.

При расчете прогнозируемого объема доходов бюджета автономного округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов учитывались изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, введенные и планируемые к введению в действие с 1 января 2018 года.

Доходы бюджета автономного округа составили на 2018 год – 177,0 млрд. рублей, на 2019 год – 179,7 млрд. рублей, на 2020 год – 183,7 млрд. рублей.

По сравнению с фактическим поступлением за 2017 год сумма доходов на 2018 год запланирована в меньшем объеме на 2,4 млрд. рублей или на 1,3% за счет меньшей суммы средств, планируемой к получению из федерального бюджета. В 2019-2020 годы планируется получить больше, чем за 2017 год на 0,3 млрд. рублей или на 0,2% и на 4,3 млрд. рублей или на 2,4% соответственно по годам.

Расходы бюджета автономного округа на 2018-2020 годы содержат только действующие расходные обязательства.

На 2018 год расходы бюджета автономного округа составили 199,6 млрд. рублей, на 2019 год – 196,3 млрд. рублей, на 2020 год – 198,9 млрд. рублей.

Общий объем расходов бюджета автономного округа на реализацию 25 государственных программ автономного округа составил на 2018 год – 198,2 млрд. рублей, на 2019 год – 185,9 млрд. рублей, на 2020 год – 188,2 млрд. рублей.

Удельный вес расходов на реализацию государственных программ автономного округа составляет ежегодно 99,3% в общих расходах бюджета автономного округа без учета условно утверждаемых расходов.

На решение приоритетных задач и достижение целевых показателей в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 2012 года за счёт средств бюджета автономного округа в 2018-2020 годах будет направлено 76,5 млрд. рублей, в том числе в 2018 году – 26,4 млрд. рублей, в 2019 году – 24,9 млрд. рублей, в 2020 году – 25,2 млрд. рублей.

Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям автономного округа в расходах бюджета автономного округа на 2018-2020 годы занимают 34,1%, в абсолютном выражении – 70,6 млрд. рублей, 65,8 млрд. рублей, 66,4 млрд. рублей соответственно по годам. Их формирование осуществлялось с учетом необходимости обеспечения сбалансированности местных бюджетов, сохранения роли выравнивающей составляющей, консолидации отдельных видов межбюджетных трансфертов, а также максимального распределения между муниципальными образованиями автономного округа законом о бюджете.

Дефицит бюджета автономного округа утвержден на 2018 год в сумме 22,6 млрд. рублей, на 2019 год – 16,6 млрд. рублей, на 2020 год – 15,2 млрд. рублей, что соответствует ограничениям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Проект бюджета автономного округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов был поддержан на общественных слушаниях, которые состоялись 25 октября 2017 года, одобрен распоряжением Правительства автономного округа от 31.10.2017 № 632-рп и направлен в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, установленный бюджетным законодательством автономного округа.

На двенадцатом заседании Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры шестого созыва принят закон от 23.11.2017 № 75-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Организация исполнения бюджета автономного округа.

Организация исполнения в 2017 году осуществлялась в соответствии с законом автономного округа от 17.11.16 № 99-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – закон о бюджете автономного округа на 2017 год), сводной бюджетной росписью бюджета автономного округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и кассовым планом.

В целях реализации закона о бюджете автономного округа на 2017 год Департаментом были разработаны мероприятия, утвержденные постановлением Правительства автономного округа от 30.12.2016 № 563-п «О мерах по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Мониторинг выполнения Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга автономного округа на 2017 год осуществлялся ежеквартально, с предоставлением информации в Министерство финансов Российской Федерации и на заседание Комиссии по вопросам социально-экономического развития и мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Реализация Плана осуществлялась в установленные сроки. Запланированные мероприятия, предусмотренные Планом исполнены.

Бюджетный эффект, полученный от реализации намеченных мероприятий по росту доходов за 2017 год составил 697,2 млн. рублей, что выше запланированного бюджетного эффекта на 10,9%.

Бюджетный эффект, полученный от реализации мероприятий по оптимизации расходов бюджета автономного округа превысил на 62% запланированные годовые значения и составил 8 295,2 млн. рублей.

Размер государственного долга и расходы на его обслуживание по состоянию на 01.01.2018 года не превысили значений целевых показателей.

Сводная информация о выполнении мероприятий по итогам 2017 года будет включена в состав документов и материалов к годовому отчету об исполнении бюджета автономного округа.

Департамент осуществлял составление и ведение сводной бюджетной росписи бюджета автономного округа (далее-сводная бюджетная роспись) в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (главных администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) и лимитов бюджетных обязательств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденным приказом Департамента от 05.12.2008 № 227/1-о.

В течение отчетного периода в сводную бюджетную роспись были внесены изменения на основании:

1) внесения изменений в закон о бюджете автономного округа 31.03.2017 (закон автономного округа от 31.03.2017 № 8-оз), 10.07.2017 (закон автономного округа от 30.06.2017 № 32-оз), 03.10.2017 (закон автономного округа от 28.09.2017 № 52-оз), 14.12.2017 (закон автономного округа от 08.12.2017 № 83-оз), 25.12.2017 (закон автономного округа от 20.12.2017 № 91-оз).

2) статьи 12 закона о бюджете автономного округа от 17.11.2016 № 99-оз.

Исполнение бюджета автономного округа осуществлялось на основе единства кассы и подведомственности расходов в соответствии с утвержденным Департаментом порядком открытия и ведения лицевых счетов.

Санкционирование расходов бюджета автономного округа обеспечивалось Департаментом в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных средств обязательств получателей средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и администраторов источников финансирования дефицита бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, установленным приказом Департамента от 31.12.2008 № 252-о.

Регистрация, учет и исполнение бюджетных обязательств по государственным контрактам (договорам) главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета автономного округа, подлежащих исполнению за счет средств бюджета автономного округа, осуществлялась в соответствии с порядком учета бюджетных обязательств получателей средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, установленным приказом Департамента от 30.12.2008 № 249-о.

Краткая характеристика исполнения бюджета автономного округа за 2017 год.

За 2017 год в бюджет автономного округа поступило 179,4 млрд. рублей, что на 18,5 млрд. рублей или на 9,3% ниже фактического поступления, сложившегося за 2016 год и обусловлено в основном уменьшением поступлений по налогу на прибыль организаций.

Фактическое поступление налога на прибыль организаций составило 45,2 млрд. рублей, что ниже, чем за 2016 год на 20,3 млрд. рублей или на 31,0%, что обусловлено снижением прибыли организаций, в связи с изменениями макроэкономических факторов (цены на энергоносители, объема добываемой нефти, курса валют), а также централизации в федеральном бюджете 1% отчислений от данного налога. Уточненный годовой план выполнен на 106,5%.

По налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций отмечается положительная тенденция.

Поступление по налогу на доходы физических лиц составило 49,7 млрд. рублей, что выше, чем за 2016 год на 0,9 млрд. рублей или на 1,7%. Уточненный годовой план выполнен на 100,6%.

Поступление по налогу на имущество организаций составило 60,6 млрд. рублей, что выше, чем за 2016 год на 3,6 млрд. рублей или на 6,3%. Уточненный годовой план выполнен на 101,7%.

По остальным налоговым доходам поступления за 2017 год составили 9,9 млрд. рублей. Уточненный годовой план выполнен на 111,4%.

В целом по налоговым доходам в бюджет автономного округа поступило 165,4 млрд. рублей. Уточненный годовой план выполнен на 103,2%.

Неналоговых доходов в бюджет автономного округа за 2017 год поступило 5,1 млрд. рублей. Исполнение утверждённого плана составило 104,5%.

Безвозмездные поступления составили 8,9 млрд. рублей. Уточненный план исполнен на 100,3%.

Благодаря формированию реальной оценки поступления доходов с учетом влияния как внешних, так и внутренних факторов, уточненный годовой план по доходам в целом выполнен на 103,1%.

Исполнение плана по доходам без учёта доходов от налога на прибыль организаций и доходов от размещения временно свободных средств в соответствии с утверждённым законом о бюджете автономного округа, должно составлять не менее 95,0%.

Фактически за 2017 год значение данного показателя составляет 102,0%, что свидетельствует о высоком уровне планирования доходов бюджета автономного округа. При утвержденном плане в сумме 121,0 млрд. рублей, в бюджет автономного округа поступило 123,4 млрд. рублей. Целевой показатель достигнут.

Расходы бюджета автономного округа за 2017 год исполнены в объеме 196,6 млрд. рублей, или на 98,5% к уточненному плану на год. Снижение расходов к аналогичному периоду 2016 года составляет 4,7%.

На реализацию государственных программ автономного округа в 2017 году было выделено 194,7 млрд. рублей, что составляет 99,0% от общих расходов бюджета.

Социальная направленность расходов остается одним из основных приоритетов бюджетной политики автономного округа. На развитие образования, здравоохранения, социальной политики, культуры, физкультуры и спорта в 2017 году направлено 136,2 млрд. рублей. Уточненный годовой план на 2017 год выполнен на 99,4%.

На реализацию приоритетных направлений, обозначенных указами Президента Российской Федерации, из бюджета автономного округа в 2017 году направлено чуть более 26,8 млрд. рублей, в том числе на повышение оплаты труда отдельных категорий работников 5,7 млрд. рублей.

В целях стимулирования деловой активности и повышения инвестиционной привлекательности Югры на поддержку отраслей экономики - на жилищно-коммунальное, дорожное, лесное хозяйство, транспорт и охрану окружающей среды в 2017 году направлено 36,9 млрд. рублей, что составляет 18,8% от общих расходов бюджета автономного округа.

В бюджеты муниципальных образований автономного округа в 2017 году передано межбюджетных трансфертов в сумме 76,8 млрд. рублей. Субвенции, передаваемые на реализацию делегированных полномочий Российской Федерации и автономного округа, профинансированы на 99,8% к уточненному плану на год. Субсидии в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований – на 97,1%. По трансфертам, имеющим нецелевой характер, произведено стопроцентное финансирование.

Бюджет автономного округа за 2017 год исполнен с дефицитом в сумме 17,2 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2018 года просроченная кредиторская задолженность по расходам отсутствует.

Государственный долг автономного округа на 1 января 2018 года составил 19,1 млрд. рублей, в том числе 17,2 млрд. рублей в виде государственных облигаций и 1,9 млрд. рублей в виде бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Просроченных долговых обязательств по государственным заимствованиям нет. Расходы бюджета на обслуживание государственного долга составили 1,6 млрд. рублей, или 100,0% к уточненным годовым назначениям.

Конечным результатом реализации мероприятия является исполнение расходных обязательств автономного округа за отчетный финансовый год от бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете автономного округа свыше 95%. По итогам года данный показатель сложился в размере 98,5%.

Формирование отчетности об исполнении бюджета автономного округа.

В 2017 году Департаментом проводилась работа по составлению годового отчета об исполнении консолидированного бюджета автономного округа и бюджета государственного внебюджетного фонда за 2016 год.

В рамках которой, проверена годовая бюджетная отчетность 33 главных распорядителей средств бюджета автономного округа об исполнении бюджета автономного округа, бюджетная отчетность 22 финансовых органов муниципальных образований об исполнении местных бюджетов, бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Бюджетная отчетность об исполнении бюджета автономного округа за 2016 год составлена в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Годовой отчет составлен своевременно и в полном объеме представлен в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.

Отчет об исполнении бюджета автономного округа за 2016 год, в форме проекта закона автономного округа, в соответствии с бюджетным законодательством, в установленные сроки был направлен:

- на внешнюю проверку Счетной палате автономного округа, включающую внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета;

- на рассмотрение в Думу автономного округа.

Закон автономного округа «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2016 год» принят Думой автономного округа 30.06.2017 года.

Ежеквартально в 2017 году в Думу и Счетную палату автономного округа Департаментом предоставлялись одобренные Правительством автономного округа отчеты об исполнении бюджета автономного округа за отчетный квартал с приложением пояснительной записки.

Одновременно с отчетами об исполнении бюджета автономного округа за первый квартал и первое полугодие 2017 года предоставлялась обобщенная информация о расходовании средств, направленных на реализацию наказов избирателей депутатам Думы автономного округа на I-II кварталы 2017 года.

В отчетном году ежемесячно и ежеквартально формировалась консолидированная отчетность об исполнении бюджета автономного округа и государственного внебюджетного фонда, бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на основании представленной и проверенной отчетности 13 городских округов и 9 муниципальных районов автономного округа, 35 главных распорядителей средств бюджета автономного округа, государственного внебюджетного фонда и своевременно направлялась в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.

Ежемесячно и ежеквартально осуществлялся мониторинг просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

Ежемесячно Департамент направлял в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре отчет об исполнении консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ежемесячно осуществлялся анализ исполнения бюджета автономного округа, включающий в себя анализ исполнения государственных программ автономного округа. Данные проведенного анализа размещались на едином официальном сайте государственных органов автономного округа.

Ежеквартально Департамент проводил анализ исполнения консолидированных бюджетов муниципальных районов по уровням бюджетов: районный бюджет, бюджеты городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, результаты которого размещались на едином официальном сайте Департамента.

Ежемесячно Департаментом осуществлялся анализ исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа, результаты которого также размещены на едином официальном сайте Департамента. Кроме того, исполнение бюджетов муниципальных образований автономного округа в 2017 году анализировалось в еженедельном режиме.

Доля главных распорядителей средств бюджета автономного округа и муниципальных образований автономного округа, представивших отчетность в сроки установленные Департаментом, составила 100%.

Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджета автономного округа (закон автономного округа от 30.06.2017 № 33-оз «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2016 год», распоряжения Правительства автономного округа «Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» за I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2017 года) позволило оценить степень выполнения расходных обязательств автономного округа, предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, оценить финансовое состояние учреждений бюджетного сектора.

1.2. Совершенствование системы оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа.

В целях повышения заинтересованности органов исполнительной власти автономного округа в повышении качества контроля в сфере управления региональными финансами в 2017 году Департаментом проводился ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, главными администраторами доходов бюджета автономного округа на 1 апреля, 1 июля и на 1 октября и ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2016 года. Мониторинг качества финансового менеджмента по итогам 2016 года направлен в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа в составе годовой отчетности об исполнении бюджета автономного округа.

1.3. Обеспечение деятельности Департамента.

Деятельность Департамента направлена на проведение политики в рамках установленных полномочий, необходимой для устойчивого функционирования бюджетной системы автономного округа.

На обеспечение функционирования Департамента направлено 300,6 млн. рублей, что составило 99,8 % к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

1.4. Управление резервными средствами бюджета автономного округа.

Зарезервированные средства в размере 4,5 млрд. рублей в течение финансового года были перераспределены в государственные программы автономного округа на повышение оплаты труда отдельных категорий работников.

Подпрограмма II «Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Решение задачи «Эффективное управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» осуществлялось посредством реализации следующих программных мероприятий:

2.1. Обслуживание государственного долга автономного округа.

Исполнение расходов на обслуживание долговых обязательств автономного округа составило 1,6 млрд. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану.

Показатель «Доля расходов бюджета автономного округа на обслуживание государственного долга в объеме расходов бюджета автономного округа, за исключением средств, предоставляемых из бюджета Российской Федерации» соответствует плановому и составляет 0,8 %.

Показатель «Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга автономного округа к доходам бюджета автономного округа» составил 3,9% при плановом 4,0%. Отклонение фактического показателя от планового связанно с поступлением доходов в бюджет автономного округа сверх утвержденного плана.

Показатель «Отношение объема государственного долга автономного округа к общему объему доходов бюджета автономного округа (без учета объемов безвозмездных поступлений)» составил 11,2% при плановом 12,2%. Отклонение фактического показателя от планового связанно с отсутствием предоставленных государственных гарантий автономного округа в 2017 году и поступлением доходов в бюджет автономного округа сверх утвержденного плана.

2.2. Планирование ассигнований на погашение долговых обязательств автономного округа.

Ассигнования на погашение долговых обязательств в 2017 году планировались в составе источников финансирования дефицита бюджета автономного округа в объеме 5,3 млрд. рублей. Обязательства по погашению долговых обязательств автономного округа исполнены в отчетном году в полном объеме.

2.3. Мониторинг состояния государственного долга.

Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2018 года увеличился по сравнению с 1 января 2017 года на 1,7 млрд. рублей и составил 19,1 млрд. рублей или 11,2 % к доходам бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений. Размер государственного долга автономного округа увеличился в результате выпуска в 2017 году государственных облигаций автономного округа. Незначительное увеличение государственного долга автономного округа позволяет сохранять его уровень на низком (безопасном) уровне.

Государственный долг автономного округа на 1 января 2018 года состоит из государственных облигационных займов в объеме 17,2 млрд. рублей и бюджетных кредитов из федерального бюджета в объеме 1,9 млрд. рублей.

Подпрограмма III «Создание и развитие регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Решение задачи «Формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами» осуществлялось посредством реализации следующих программных мероприятий:

3.1. Объединение информационных систем в единую комплексную систему управления общественными финансами.

В 2017 году выполнены работы по модернизации подсистемы планирования бюджета АС «Бюджет» на основе инновационных подходов к управлению общественными финансами с применением web-технологий, предусматривающие внедрение подсистемы «Нормативно-справочной информации», программных модулей «Реестр расходных обязательств», «Планирование расходной части бюджета», «Закон о бюджете», «Государственное задание», «Государственные программы», а также работы по внедрению вышеуказанных модулей в пилотных муниципальных образованиях.

Переход на web-технологии при планировании бюджета позволит:

оптимизировать бюджетные расходы и повысить эффективность управления бюджетными расходами, в том числе в рамках реализации программно-целевого подхода к бюджетному планированию;

повысить качество планирования бюджетных средств на очередной финансовый год и плановый период благодаря применению единой методологии взаимодействия субъектов бюджетного планирования;

обеспечить доступ к информационной системе широкому кругу пользователей без необходимости установки специализированного дополнительного программного обеспечения за счет реализации пользовательских интерфейсов взаимодействия с использованием web-технологий;

повысить оперативность процесса планирования за счет использования юридически значимого электронного документооборота;

снизить затраты на организацию и осуществление процесса планирования бюджета за счет уменьшения трудоемкости обслуживания информационной системы, а также использования свободного программного обеспечения с открытым исходным кодом.

В модернизированной системе в 2017 году осуществлен сбор реестра расходных обязательств согласно Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.05.2017 № 82 «Об утверждении порядка представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации, сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации».

В государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – информационная система «Электронный бюджет») в 2017 году проведена следующая работа:

продолжена работа и методологическая поддержка исполнительных органов государственной власти автономного округа по заключению в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» от имени Правительства автономного округа соглашений с федеральными органами государственной власти о предоставлении бюджету автономного округа субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;

обеспечена функция координатора при получении заявок от учредителей на внесение изменений (дополнений) базового перечня государственных и муниципальных услуг и работ на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) и осуществление методологической поддержки учредителей отраслевыми отделами Департамента;

организована методологическая поддержка муниципальных образований автономного округа по формированию заявок на внесение изменений (дополнений) базового перечня государственных и муниципальных услуг и работ на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru);

организована работа по формированию регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ в подсистеме планирования бюджета АС «Бюджет»;

осуществлен мониторинг размещения государственными учреждениями информации согласно приказу Минфина России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» на Официальном сайте для размещения информации (www.bus.gov.ru).

подготовлен проект приказа Департамента «О назначении ответственных лиц за формирование и предоставление информации для публикации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации» в целях исполнения приказа Минфина России от 28.12.2016 № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации».

В рамках контракта на выполнение работ по развитию и техническому сопровождению Государственной информационной системы «Государственный заказ» (далее – ГИС «Государственный заказ») обеспечено исполнение первого этапа работ в части разработки единого пользовательского интерфейса ГИС «Государственный заказ». Заключены пять соглашений с муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об использовании единого пользовательского интерфейса ГИС «Государственный заказ».

Заключен и исполнен государственный контракт на выполнение работ по созданию электронной площадки для закупок малого объема в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

3.2. Обеспечение открытости и доступности для граждан и организаций информации о бюджетном процессе автономного округа.

В целях повышения уровня открытости и прозрачности бюджетных данных Департаментом проводится работа по раскрытию информации в сфере управления государственными финансами путем ее размещения и актуализации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Департамента, дающем наиболее полное представление о всех стадиях бюджетного процесса и бюджетных данных автономного округа для заинтересованных организаций и жителей округа.

В разделе «Бюджет для граждан» в целях обеспечения информирования граждан в доступной форме о бюджетном процессе автономного округа в установленные сроки были опубликованы брошюры по проекту закона о бюджете, закону о бюджете, проекту закона об исполнении бюджета, закону об исполнении бюджета автономного округа, которые каждый год совершенствуются.

В рубрике «Открытые данные» обеспечено размещение и актуализация общедоступной информации о деятельности Департамента и подлежащих публикации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» бюджетных данных.

В 2017 году обновлен раздел «Бюджетный экран», предназначенный для раскрытия информации о расходах бюджета автономного округа в разрезе основных мероприятий государственных программ автономного округа, увязанных с достигнутыми показателями соответствующих госпрограмм, что обеспечивает большую прозрачность исполнения бюджета для жителей округа.

По предварительным результатам рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2017 год, проводимом Научно-исследовательским финансовым институтом по заказу Минфина России Ханты-Мансийский автономный округ – Югра на протяжении ряда лет входит в группу с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных (80% и более от максимально возможного количества баллов).

В целях повышения прозрачности формирования и расходования бюджетных средств на муниципальном уровне в 2017 году осуществлен мониторинг уровня открытости бюджетных данных и участия граждан в бюджетном процессе в городских округах и муниципальных районах автономного округа и выстроен рейтинг муниципальных образований автономного округа, учитываемый при распределении грантов (дотаций) на поощрение за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа.

Информационно-просветительская компания, направленная на повышение финансовой грамотности населения, проведена во всех муниципальных образованиях автономного округа. Программы проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности населения предусматривали различные тематики и форматы проведения мероприятий и рассчитывались на различные категории населения.

В автономном округе реализован механизм общественного контроля нормирования и планирования государственных закупок. На этапе нормирования закупок проекты актов, регулирующих нормирование закупок, в том числе ведомственные акты, в рамках общественного контроля проходят общественное обсуждение с обязательным размещением в Единой информационной системе в сфере закупок Российской Федерации и выносятся на рассмотрение общественного совета при исполнительных органах государственной власти автономного округа.

Помимо этого существует обязательное общественное обсуждение закупок в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого для обеспечения нужд автономного округа, либо цена контракта, заключаемого для обеспечения нужд автономного округа с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет 500 млн. рублей или более, за исключением закупок, сведения о которых составляют государственную тайну. Необходимость данного обсуждения и его результаты отражаются в плане закупок и плане-графике закупок.

Результатом реализации данных мероприятий является – показатель «Доля муниципальных образований автономного округа, обеспеченных возможностью доступа к региональному сегменту государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в размере 20%. По итогам года данный показатель сложился в размере 20,9%.

Кассовое исполнение по государственной программе в 2017 году.

Кассовое исполнение по государственной программе в 2017 году за счет средств бюджета автономного округа составило 1 999,6 млн. рублей или 100,0% к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям.

В рамках программы средств из внебюджетных источников и средств программы «Сотрудничество» не предусмотрено.

Муниципальным образованиям автономного округа средства в рамках государственной программы не предоставляются.

Наибольший удельный вес – 79,9 % в объеме ресурсного обеспечения государственной программы составляют расходы на реализацию подпрограммы II «Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», бюджетные ассигнования на 2017 год исполнены в сумме – 1 597,0 млн. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану, которые были направлены на выплату купонного дохода по государственным облигациям.

Средства подпрограммы I «Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в сумме 378,6 млн. рублей или 99,8 % к уточненному плану на год направлены на материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности двух исполнительных органов государственной власти автономного округа – Депфина Югры и Депгосзаказа Югры.

За счет средств подпрограммы III «Создание и развитие регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в сумме 24,0 млн. рублей или 100,0 % к уточненному плану на год было осуществлено приобретение серверного оборудования для программного продукта ГИС «Государственный заказ», создание электронной площадки для закупок малого объема, разработка единого пользовательского интерфейса ГИС «Государственный заказ» и его внедрение в первой группе муниципальных образований, проведение технологических работ по модернизации подсистемы планирования бюджета АС «Бюджет» с применением web-технологий, в том числе в пилотных муниципальных образованиях.

Реализация государственной программы «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 – 2020 годы» направлена на обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований автономного округа и повышения качества управления муниципальными финансами автономного округа.

Реализация мероприятий государственной программы в большей степени осуществляется через предоставление бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа отдельных видов межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа, администрируемых Департаментом. В основном они носят нецелевой характер, имеют выравнивающие, балансирующие и стимулирующие функции.

Достижение цели государственной программы осуществляется путем решения трех задач:

1. Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа;

2. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов;

3. Повышение эффективности управления муниципальными финансами, деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Каждой из указанных задач соответствует отдельная подпрограмма.

Подпрограмма I «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа».

В рамках реализации подпрограммы в 2017 году выполнялись следующие мероприятия:

1.1. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений.

Мероприятие направлено на обеспечение равных возможностей муниципальных образований по реализации конституционных прав граждан и предоставлению на территории автономного округа муниципальных услуг, относящихся к полномочиям муниципальных образований.

В рамках реализации мероприятия муниципальным образованиям автономного округа предоставлены:

- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений в объеме 6,2 млрд. рублей, что составляет 100,0 % к уточненному плану на год.

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений при формировании бюджета автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов осуществлялось по единой для всех муниципальных образований методике, утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – закон о межбюджетных отношениях), что способствовало сокращению уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) с 3,6 до 1,3 раза.

- субвенции муниципальным районам на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям в объеме 0,6 млрд. рублей, что составляет 100,0 % к уточненному плану на год.

При исполнении делегированного полномочия все муниципальные районы распределили дотации по поселениям в соответствии с методикой, утвержденной законом о межбюджетных отношениях в автономном округе и профинансировали ее в полном объеме.

1.2. Повышение эффективности предоставления и использования субсидий.

Субсидии являются одной из форм государственной поддержки муниципальных образований в решении вопросов местного значения, предоставляемой им на условиях софинансирования.

В целях повышения эффективности использования межбюджетных субсидий, а также недопущения образования значительных объемов неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов в местных бюджетах, в 2017 году был запущен механизм «казначейского аккредитива», по условиям которого оплата по муниципальным контрактам, в рамках предоставления субсидий из бюджета автономного округа, осуществлялась после предъявления документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Данный механизм перечисления субсидий применялся при реализации всех государственных программ автономного округа.

Неиспользованные остатки межбюджетных субсидий по итогам 2017 года по сравнению с 2016 годом сократились более чем в 7 раз и составили 22,3 млн. рублей.

Важной мерой, способствующей эффективному исполнению бюджетов муниципальных образований и повышению результативности использования межбюджетных субсидий является максимальное их распределение по муниципальным районам и городским округам автономного округа первоначально при формировании закона о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и плановый период.

При формировании бюджета автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов 84,2% от общего количества субсидий было распределено между муниципальными образованиями автономного округа приложениями к закону о бюджете автономного округа.

По всем субсидиям предоставляемым муниципальным образованиям установлены показатели результативности использования субсидий. Исполнительными органами государственной власти автономного округа, администрирующими предоставление субсидий, проведена работа по внесению соответствующих изменений в порядки предоставления субсидий.

Начиная с 2017 года из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований предоставляются две «единые субсидии» в рамках реализации государственных программ автономного округа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016–2020 годы» и «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016–2020 годах», что позволяет органам местного самоуправления самостоятельно определять приоритеты в направлении расходования средств.

В целях обеспечения финансовой устойчивости поселений автономного округа, в дополнение к «выравнивающим» дотациям, муниципальным районам автономного округа предоставляются субсидии на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений. Данные субсидии зачисляются в районный фонд финансовой поддержки поселений и распределяются в соответствии с методикой, утвержденной законом о межбюджетных отношениях. Объем предоставленных субсидии составил в 2017 году 0,7 млрд. рублей.

В целом на реализацию мероприятий подпрограммы I «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа» в 2016 году направлено 7,5 млрд. рублей, что составляет 100,0% к утвержденному плану.

Подпрограмма II «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа».

Реализация подпрограммы осуществлялась в 2017 году посредством исполнения следующих мероприятий:

2.1. Поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня.

Данное мероприятие направлено на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по исполнению обязательств местных бюджетов, а также на государственную поддержку муниципальных образований на условиях софинансирования их расходных обязательств по: обеспечению повышения оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и педагогических работников муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей, содействию местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций муниципальных образований, осуществлению функций административного центра автономного округа муниципальным образованием г. Ханты-Мансийск.

1) Поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

В целях содействия устойчивому исполнению местных бюджетов, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности, обеспечения финансированием в полном объеме социально-значимых и первоочередных расходов, в 2017 году бюджетам муниципальных образований предоставлялись дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2011 № 479-п «О Порядке предоставления бюджетам городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов» с муниципальными образованиями автономного округа - получателями указанной дотации, были заключены соглашения о выполнении мер по сбалансированности местных бюджетов в 2017 году. Дотация предоставлялась при условии выполнения муниципальными образованиями автономного округа мер, предусмотренных соглашением.

Ежеквартально Департаментом проводился мониторинг соблюдения муниципальными образованиями автономного округа условий заключенных соглашений, по результатам которого к нарушителям применялись бюджетные меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством.

Посредством дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов муниципальным образованиям автономного округа была оказана финансовая помощь на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сумме 0,6 млрд. рублей.

На основании мотивированных обращений глав муниципальных образований автономного округа, по отдельным поручениям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры дотация на обеспечение сбалансированности местных бюджетов на сумму 0,1 млрд. рублей была предоставлена на решение вопросов местного значения.

Согласно отчетных данных просроченная кредиторская задолженность по исполнению обязательств местных бюджетов отсутствует.

2) Предоставление бюджету городского округа город Ханты-Мансийск субсидии на осуществление функций административного центра автономного округа.

В 2017 году бюджету городского округа город Ханты-Мансийск была предоставлена субсидия на осуществление функций административного центра автономного округа в сумме 450,0 млн. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану. Средства местного бюджета составили 4,5 млн. рублей, или 100,0% к уточненному плану.

Средства субсидии были направлены на софинансирование расходных обязательств г. Ханты-Мансийска по обеспечению культурной программой мероприятий и организации праздничного оформления административного центра в период проведения международных и иных социально-значимых мероприятий, а также расходных обязательств по созданию необходимых условий для развития инфраструктуры и формирования облика города в рамках функций административного центра, установленных законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.04.2010 № 65-оз «О статусе административного центра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», и перечнем мероприятий, утвержденным муниципальной программой.

В 2017 году г. Ханты-Мансийск посетило 114,8 тыс. человек (гостей), что выше на 1,0% запланированного значения целевого показателя государственной программы «Количество гостей административного центра, в связи с проводимыми международными, российскими и окружными мероприятиями».

3) Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований автономного округа на содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций.

В 2017 году муниципальным образованиям автономного округа из бюджета автономного округа были предоставлены субсидии на содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций в сумме 16,8 млн. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану.

В 2017 году 12 населенных пунктов и 1 муниципальный район отметили юбилеи со дня образования.

Средства субсидии были направлены на оборудование спортивных и детских площадок в семи муниципальных образованиях автономного округа, обустройство парков, скверов и площадей в трех муниципальных образованиях автономного округа, а также на строительство тротуара в одном муниципальном образовании, изготовление и установку объектов монументального искусства в двух муниципальных образованиях.

4) Предоставление в 2016 году субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования детей, в целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2002 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

На софинансирование расходных обязательств, связанных с поэтапным повышением оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования детей, в целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», муниципальным образованиям из бюджета автономного округа были предоставлены субсидии в сумме 0,7 млрд. рублей, что составляет 99,6% к уточненному плану.

5) Планирование бюджетных ассигнований на возмещение (компенсацию) части расходов по доставке в муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры продукции (товаров), необходимой для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, отнесенных к территориям с ограниченными сроками завоза грузов.

В рамках данного мероприятия шести муниципальным районам автономного округа, компенсированы транспортные расходы по доставке продукции (товаров), необходимой для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований автономного округа с ограниченными сроками завоза грузов, которые предоставлены в виде иных межбюджетных трансфертов в сумме 60,3 млн. рублей, что составляет 100,0% к утвержденному плану на год.

2.2. Предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований автономного округа.

С целью обеспечения сбалансированности местных бюджетов, обеспечения исполнения принятых обязательств, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности в отчетном финансовом году были предоставлены бюджетные кредиты муниципальным образованиям автономного округа в порядке и на условиях, установленных законом о бюджете автономного округа и постановлением Правительства автономного округа от 24.02.2010 № 73-п «Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Бюджетные кредиты для частичного покрытия дефицитов местных бюджетов предоставлены Кондинскому и Советскому районам, городам Ханты-Мансийск и Сургут. На 1 января 2018 года Кондинским и Советским районами бюджетный кредит погашен в полном объеме.

Бюджетные кредиты для покрытия временного кассового разрыва были предоставлены городам: Ханты-Мансийск и Югорск. На 1 января 2018 года бюджетные кредиты погашены в полном объеме.

Общий объем финансирования по подпрограмме II за 2017 год составил 4,8 млрд. рублей, или 99,9% к уточненному плану на год.

Подпрограмма III «Содействие повышению качества управления муниципальными финансами и эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа».

В целях решения задачи государственной программы по содействию муниципальным образованиям в повышении качества управления муниципальными финансами в рамках подпрограммы были реализованы следующие мероприятия:

3.1. Повышение качества управления муниципальными финансами.

Мероприятие направлено на создание стимулов к внедрению передовых технологий муниципального управления и повышению бюджетной эффективности.

В 2017 году из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований были предоставлены гранты за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании.

Сумма грантов (дотации) составила 0,4 млрд. рублей, или 100,0% к уточненному плану на год, в том числе на гранты муниципальным образованиям были распределены средства дотации из федерального бюджета в размере 0,2 млрд. рублей, полученные округом за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала по результатам оценки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по итогам 2016 года.

По результатам оценки за 2016 год, проведенной Департаментом в 2017 году, средняя итоговая оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа выросла на 0,4% по сравнению итоговой оценкой 2015 года. Получателями грантов стали 14 городских округов и муниципальных районов автономного округа, что на 4 муниципальных образования больше, чем в 2015 году.

Еще одним инструментом реализации мероприятия является использование мер ограничительного и стимулирующего характера, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами.

Ежеквартально, в течение 2017 года Департаментом осуществлялся мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По итогам 2017 год выявлено несоблюдение двумя муниципальными образованиями автономного округа (Октябрьский и Кондинский районы) условий бюджетного законодательства в части предельного объема заимствований в отчетном году и одним муниципальным образованием автономного округа (Ханты-Мансийский район) в части нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления.

3.2. Повышение эффективности муниципального управления.

Мероприятие реализуется через предоставление муниципальным районам и городским округам автономного округа грантов (дотаций) на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа.

Сумма грантов (дотаций) составила 0,4 млрд. рублей, или 100,0% к уточненному плану, в том числе 0,2 млрд. рублей за счет средств дотации из федерального бюджета за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала по результатам оценки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по итогам 2016 года.

По результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, проведенной Департаментом экономического развития автономного округа, распределены гранты между 3 городскими округами и 3 муниципальными районами.

Общий объем средств, направленных муниципальным образованиям автономного округа в рамках реализации подпрограммы III за 2017 год составил 0,8 млрд. рублей, или 100,0% к уточненному плану на год.

За 2017 год расходы в целом по государственной программе исполнены в сумме 13,1 млрд. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану.

На целевые показатели результативности государственной программы оказывали влияние иные государственные программы автономного округа, направления которых связаны с предоставлением субсидий из бюджета автономного округа, администрируемых исполнительными органами государственной власти автономного округа, являющимися исполнителями этих государственных программ, а так же участие муниципальных образований автономного округа в ее реализации.

Не смотря на это десять из одиннадцати целевых показателей реализации государственной программы достигнуты.

Обобщая изложенное выше, необходимо отметить, что задачи, поставленные государственной программой по итогам 2017 года, в целом решены. Они позволили обеспечить равные условия для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований автономного округа и повысить качество управления муниципальными финансами.

В 2017 году сокращен разрыв бюджетной обеспеченности после выравнивания с 3,6 до 1,3 раза; средняя итоговая оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа по итогам 2016 года составила 88,0 балла, что на 2,3% выше аналогичного периода прошлого года; доля расходов бюджетов муниципальных образований автономного округа, формируемых в соответствии с муниципальными программами выросла на 5,2% относительно прошлого отчетного периода; по итогам года в бюджетах муниципальных образований отсутствует просроченная кредиторская задолженность.

Опубликовано: 12.04.2018 12:42        Обновлено: 17.04.2018 10:42