Размер:
Цвет:

Отчет об ожидаемых результатах деятельности Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2017 год

Деятельность Департамента финансов направлена на реализацию единой государственной политики автономного округа в бюджетной сфере и в сфере налогов и сборов.

Департамент является ответственным исполнителем двух государственных программ «Управление государственными финансами…» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов…».

Государственная программа «Управление государственными финансами» направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы автономного округа, повышение качества управления государственными финансами.

В 2017 году бюджет автономного округа сбалансирован, долговая нагрузка находится на низком уровне, в бюджете автономного округа сохранен резервный фонд автономного округа в объеме 5,0 млрд. рублей, обеспечены все принятые бюджетные обязательства, в том числе вытекающие из Указов Президента Российской Федерации от 2012 года.

Реализуемая налоговая политика автономного округа в 2017 году нацелена на динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет автономного округа, на создание справедливой налоговой нагрузки для граждан и бизнеса, поддержку реального сектора экономики в сложной экономической ситуации, повышение эффективности налогового администрирования, установление экономически целесообразных и социально значимых налоговых льгот.

С 2017 года для участников специальных инвестиционных контрактов снижена ставка налога на прибыль организаций. Управляющие компании индустриальных парков полностью освобождены от уплаты налога на имущество организаций и снижена налоговая ставка по налогу на прибыль.

Повышен региональный коэффициент, используемый при расчете налога на доходы физических лиц некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющим трудовую деятельность по найму в Российской Федерации.

Расширены механизмы льготного налогообложения по транспортному налогу, направленные на поддержку коренных малочисленных народов Севера.

На текущую дату бюджет автономного округа на 2017 год, с учетом внесенных в него изменений в течение года, по доходам утвержден в сумме 179,7 млрд. рублей, по расходам в сумме 197,2 млрд. рублей, с дефицитом бюджета в сумме 17,5 млрд. рублей. В условиях бюджетных ограничений на фоне сохраняющейся низкой конъюнктуры на мировом рынке нефти, продолжения действия финансовых и экономических санкций в отношении России, складывается отрицательная динамика доходов и расходов бюджета автономного округа по отношению к уровню прошлого года, в основном за счет снижения поступлений по налогу на прибыль организаций ввиду снижения цены на нефть, объема добываемой нефти, а также централизации в федеральный бюджет 1% отчислений от налога. Снижение по доходам составляет 9,2 %, по расходам 4,4 %.

Программная структура расходов бюджета автономного округа составляет в 2017 году 99,2% в общих расходах бюджета, что на 0,3% выше предыдущего года. Преимущество в расходах бюджета по – прежнему принадлежит социальным расходам, их удельный вес составляет - 69,0%.

Основными приоритетами расходов бюджета автономного округа в 2017 году являются: обеспечение доступности и качества общего образования в соответствии с современными образовательными стандартами, обеспечение доступности и качества предоставляемых услуг в здравоохранении, выполнение принятых социальных обязательств, улучшение жилищных условий населения, реализация мероприятий по развитию сети автомобильных дорог общего пользования.

Государственный долг автономного округа в 2017 году составляет чуть более 20 млрд. рублей. По сравнению с 2016 годом он незначительно увеличился за счет увеличения объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам в целях поддержания и развития основных отраслей экономики автономного округа, в том числе жилищно-коммунальной и транспортной отрасли, дорожного и лесного хозяйства. При этом долговая нагрузка на бюджет автономного округа находится на безопасном уровне. Объем государственного долга составит не более 11,5 % от доходов бюджета автономного округа за исключением безвозмездных поступлений.

В 2017 году в рамках модернизации подсистемы планирования бюджета автоматизированной системы «Бюджет» с применением Web-технологий внедрены программные модули «Реестр расходных обязательств», «Планирование расходной части бюджета», «Закон о бюджете», «Государственное задание», «Государственные программы», в том числе с подключение пилотных муниципальных образований (г.Ханты-Мансийск и Сургутский район). Внедрение Web-технологий позволяет повысить эффективность управления общественными финансами, снизить затраты на организацию и осуществление процесса планирования бюджета, за счет создания единого информационного пространства.

В целях обеспечения информирования граждан в доступной форме о бюджетном процессе автономного округа в разделе «Бюджет для граждан» в 2017 году были опубликованы брошюры по проекту закона о бюджете, закону о бюджете, проекту закона об исполнении бюджета, закону об исполнении бюджета автономного округа. Наглядно и понятно для пользователей с различным уровнем финансовых знаний в них представлены приоритеты налоговой, бюджетной и долговой политики, условия и подходы к формированию бюджета автономного округа, планируемые и достигнутые результаты использования бюджетных средств.

В 2017 году раздел «Бюджет для граждан» дополнен новыми функциональными возможностями, с помощью которых граждане могут направлять свои замечания, предложения и комментарии к опубликованным брошюрам, также теперь можно проводить опросы граждан непосредственно в самом разделе «Бюджет для граждан».

В целях поощрения инициативы граждан по практическому использованию открытых бюджетных данных, Департаментом проводится региональный этап конкурса проектов по «Бюджету для граждан». По итогам, проведенного в 2017 году, регионального этапа была отобрана работа авторов из города Сургута, занявшая 2 место на Всероссийском этапе в категории физических лиц в номинации «Сколько я плачу и что получаю?».

По предварительной оценке за 2017 год ожидается исполнение всех мероприятий и достижение показателей, установленных государственной программой «Управление государственными финансами…..», в пределах плановых значений.

Вторая государственная программа «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов …..»  направлена на создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований, на сокращение различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований и повышение эффективности межбюджетного регулирования в автономном округе.

Межбюджетные трансферты из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований составляют в 2017 году 74,2 млрд. рублей и занимают более 30% в расходах бюджета автономного округа.

В целях повышения эффективности использования средств бюджета автономного округа при предоставлении межбюджетных трансфертов с 2017 года запущен механизм «казначейского аккредитива», когда предоставление межбюджетных субсидий осуществляется под фактическую потребность, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета.

Это позволяет не допускать образования неиспользуемых остатков целевых межбюджетных трансфертов на счетах местных бюджетов.

Повышению эффективности использования бюджетных средств способствует внедрение в автономном округе механизмов инициативного бюджетирования.

В 2017 году в 18 муниципальных образованиях автономного округа реализованы проекты, отобранные на принципах инициативного бюджетирования на общую сумму около 800 млн. рублей.

В основном это проекты по формированию современной городской среды.

По информации представленной муниципальными образованиями в 2017 году в результате реализации проектов инициативного бюджетирования запланировано благоустроить 41 дворовую и 51 общественную территорию муниципальных образований автономного округа.

В целях стимулирования муниципальных образований к внедрению передовых технологий муниципального управления и повышению бюджетной эффективности из бюджета автономного округа предоставляются гранты за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса.

По результатам оценки за 2016 год, проведенной Департаментом в 2017 году, средняя итоговая оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа выросла на 1,9% по сравнению итоговой оценкой 2015 года.

Количество муниципальных образований грантополучателей увеличилось по сравнению с 2015 годом на 4, получателями грантов стали 14 городских округов и муниципальных районов.

По итогам 2017 года ожидается стопроцентное исполнение расходов по программе и достижение всех установленных целевых показателей.

Ну и в завершение, как итоги, характеризующие деятельность Департамента финансов, можно обозначить оценки независимых экспертов, рейтинговых агентств, Минфина России, по результатам которых автономный округ занимает лидирующие позиции.

Эффективное управление региональными финансами в автономном округе ежегодно отмечается Минфином России присвоением автономному округу I степени, характеризующей высокое качество управления региональными финансами.

По оценкам консалтинговой компании РwС Югра входит в тройку субъектов – лидеров в части реализуемых полномочий в области налоговой политики.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) присвоило автономному округу и выпускам облигаций автономного округа кредитный рейтинг ААА(RU), прогноз «Стабильный». Аналитики обуславливают это высоким уровнем развития региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и минимальным уровнем риска долговой нагрузки. Такой уровень рейтинга (наивысший) среди субъектов Российской Федерации имеется только у Москвы и Санкт-Петербурга.

По уровню открытости бюджетных данных округ также занимает лидирующие позиции в рейтинге, составляемом Научно-исследовательским финансовым институтом по заказу Минфина России. Мы первые по Уральскому федеральному округу и десятые среди субъектов РФ.

С такими результатами мы входим в 2018 год, хотя текущий финансовый год нам еще предстоит завершить, и работа еще продолжается как на региональном так и муниципальном уровне. Кроме того, нам также предстоит еще подготовить необходимую нормативно – правовую базу для начала работы в очередном финансовом году, чтобы также достойно завершить 2018 год. Я думаю, что со всеми задачами нам удастся справиться и показать достойные результаты своей работы в следующем году. Спасибо за внимание.

Опубликовано: 17.11.2017 10:47        Обновлено: 17.11.2017 10:54